Целью Программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы является обеспечение соответствия направлений и качества подготовки по образовательным программам, меняющимся запросам личности и общества и перспективным задачам развития российского общества. Основными приоритетами являются:
– развитие сферы образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека;
– модернизация сферы образования в направлении большей открытости и возможностей для инициативы и активности получателей образовательных услуг;
– укрепление единства образовательного пространства России, выравнивание образовательных возможностей граждан России независимо от региона проживания.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» «право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. (–) ... Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости» [1].
Под доступностью образования понимается возможность гражданина получить желательное для него качественное образование, причем доступность подразумевает и равенство образовательных возможностей. Доступность образования характеризует возможности поступления в соответствующие учебные заведения и успешного завершения обучения.
Разные граждане и разные социальные группы априори имеют неодинаковые возможности получения образования.
«Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны». Они проявляются в экономических статусах, имущественном неравенстве, ранжировании авторитета, престижа, объеме управленческих функций, профессиональном статусе и положении,- пишет П. Сорокин в своей работе «Социальная стратификация и мобильность» [8].
Расслоение - русский понятийный аналог признанного в мировой социологии термина «стратификация» - отражает процесс развития социального неравенства и иерархического группирования людей на социальных уровнях, которые различаются между собой престижем, собственностью и властью. Э. Гидденс определяет ее как «структурированные неравенства между различными группами людей», каждая из которых различается объемом и характером социальных привилегий [2]. Рассматривая расслоение как проявление и выражение непреложного, всеобщего принципа неравенства, существовавшего в человеческих сообществах «от века», он подчеркивает стабилизирующую роль стратификации, которая и, по мнению П. Сорокина является неотъемлемым предикатом, как социального прогресса, так и любой социальной организации [8].
Более динамическая и противоречивая трактовка существа социального расслоения принадлежит Т. Парсонсу, который рассматривает стандарты стратификации сквозь призму интегративных общественных институтов [7]. Выделяя критерии престижа и власти в качестве ведущих дифференцирующих оснований, он рассматривает стратификацию как «главное, хотя отнюдь не единственное, средоточие структурного конфликта в социальных системах». Такая интерпретационная перспектива позволяет увидеть в расслоении общества один из важнейших механизмов поддержания его общей витальности, самообновления, адаптации и экспансивности.
Социологические исследования показывают, что в современном российском обществе значительна потребность в знаниях, информации, а также в формировании своего видения мира. В то же время в социально-политической сфере продолжается изменение структуры общества, растет социальное расслоение населения по уровню доходов и характеру потребления. Если мы исходим из динамической позиции, в которой личность является производителем постоянных изменений в обществе, то вышеуказанное неравенство можно рассматривать как причину социальной активности, поддержания потенциала выживания и даже творчества. Сила нереализованной потребности и характер целеполагания определяют перспективы социально-профессиональной мобильности (в том числе «социальный лифт»), как правило, повышательной или статусосберегающей.
Данная тенденция развития общественных отношений порождает потребность равных возможностей в получении образования, и, следовательно, теоретического изучения и формулирования соответствующих научных принципов.
Впервые систематическое специальное исследование проблемы было начато А.М. Новиковым, сформулировавшим принцип равных возможностей, как «обеспечение доступности образования для всех категорий детей, молодежи и взрослого населения. Под доступностью образования понимается возможность гражданина получить желательное для него качественное образование, причем доступность подразумевает и равенство образовательных возможностей. Доступность образования характеризует возможности поступления в соответствующие учебные заведения и успешного завершения обучения. Виды доступности: экономическая (финансовая) доступность; транспортная (географическая) доступность; содержательная доступность; социальная и информационная доступность» [4].
В трудах по проблемам демократизации отечественного образования А.М. Новиковым определены условия реализации принципа равных возможностей: значительное усиление роли государства в регулировании образовательных возможностей, предоставляемых каждому человеку; при введении образовательных стандартов мера требований на всех ступенях образования должна быть посильной для каждого; индивидуальная поддержка социальными службами особо нуждающихся семей; дальнейшее развитие элитарных профессиональных образовательных учреждений; создание особых условий для тех, кто не может учиться в обычных условиях [5].
Следует отметить, что А.М. Новиковым предложено «всемерно развивать дистантное, открытое и другие формы образования с доставкой, так сказать, образовательных услуг «на дом» [6].
Руководствуясь вышеизложенным, предлагаем обеспечить реализацию принципа равных возможностей получения высшего образования посредством применения инновационных образовательных технологий. В результате использования технологий инновационного обучения мы можем значительно упростить решение существующих проблем в образовательной сфере. Введение в учебный процесс инновационных образовательных технологий обладает следующими преимуществами:
– увеличение круга лиц, которым станет доступным качественное образование;
– новый уровень социально-профессиональной мобильности;
– улучшение качества обучения;
– обеспечение эффективных инструментов управления обучением;
– освоение обучаемыми современных средств организации работы и коммуникаций.
Поэтому целесообразно обратить особое внимание на следующие основные направления применения современных телекоммуникационных технологий:
– формирование и размещение в открытом доступе современных образовательных ресурсов коллективного пользования;
– построение системы опережающей профессиональной переподготовки работающих граждан и временно неработающего населения на основе использования технологий дистанционного обучения;
– создание единого образовательного пространства на всей территории страны;
– сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;
– обеспечение компьютерной техникой и доступа к глобальной сети желающих получить образование.
Современная структура образовательного процесса учебного заведения предполагает включение традиционных и инновационных моделей обучения, академических и интерактивных форм взаимодействия в реальном и виртуальном образовательном пространстве. Единая информационно-образовательная среда на базе веб 2.0 предполагает реализацию интеграции электронных образовательных информационных ресурсов факультетов и кафедр, персональных сайтов и блогов преподавателей университета, а также создание виртуальных кафедр, организацию и проведение виртуальных олимпиад.
Одним из направлений реализации вышеназванных инноваций является смешанное обучение (Blended learning) – комбинированный образовательный подход, когда учебные занятия в аудиториях университета совмещаются с дистанционным обучением: лучшие занятия в учебных аудиториях комбинируются с лучшей практикой дистанционного обучения [3].
Таким образом, для разрешения противоречия между современным состоянием высшего образования и декларированными положениями необходим комплекс мер, направленных на включение различных категорий обучаемых в образовательный процесс. Один из путей решения проблемы - создание безбарьерного пространства в обучении с помощью инновационных образовательных технологий.
1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (акт. Ред. от 29.07.от 18.12.2018 N 472-ФЗ)
2. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социология: учебник 90-х годов (Реферированное издание). Челябинск. 1991. С.48-69.
3. Нагаева И.А. Актуальность применения дистанционных образовательных технологий при реализации идеи равных образовательных возможностей // Мир науки, культуры, образования, 2017. № 6 (67). С. 130-131.
4. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с. – с. 35
5. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000. – 271 с. – с. 113 – 122
6. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000. – 271 с. – с. 115
7. Парсонс Т. Система современных обществ. Перевод на русский язык: Л.А. Седов и А.Д. Ковалев. — М., 1998. // Центр гуманитарных технологий. - URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5395
8. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. 1992.