«Истина не рождается и не находится в голове
отдельного человека, она рождается между людьми,
совместно открывающими
истину в процессе их диалогического общения»
[ М.М. Бахтин ].
Теория конвергенции[1] возникла как футурологическая теория, как представление известных западных социологов, культурологов и политологов о том, каким образом будет развиваться социальный мир в будущем. И сегодня, когда общество существует в постиндустриальной парадигме в период активного развития информационных технологий, последние стали одним из эффективных механизмов актуализации глобализационных процессов [1].
Позднее идеи конвергенции стали более широко осмысливаться и применяться[2]. Так, по мнению мыслителей Запада, конвергентная концепция - это концепция примирения идеологических противников, которая сможет гарантировать их мирное будущее. Подобный механизм социального развития получил название - «третий путь» [4], после появления известной статьи Яна Тинбергена «Оптимальный строй» (1961)[3].
Сторонником и теоретиком концепции конвергенции был наш соотечественник - известный социолог мирового уровня П. Сорокин. В его наследии следует выделить статью «Взаимное сближение США и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960)[4]. Страстным поклонником теории конвергенции ещё в СССР стал известный создатель атомной бомбы академик А.Д. Сахаров, посвятивший этой стратегии известную лекцию при вручении Нобелевской премии - «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1975) А.Д. Сахаров неоднократно подчёркивал, что является не автором, а лишь последователем теории конвергенции. Они нашли своих защитников среди таких людей, как Эйнштейн, Бор, Рассел, Сцилард. Эти идеи, говорил Сахаров оказали на меня глубокое влияние, я увидел в них надежду на преодоление трагического кризиса современности [3].
Неординарные идеи, которые выдвигаются учёными в рамках одних наук, часто переосмысливаются и другими науками. Теория конвергенции в этом отношении не является исключением. И сегодня она обретает второе дыхание применительно не к политологическим наукам, а к наукам, осваивающим современное беспрецедентно масштабное поле - образовании и коммуникации.
Например, в основе конвергентных процессов, происходящих в коммуникационной сфере, могут лежать различные принципы, в частности [5]:
- интеграция новых технологий;
- использование традиционных средств коммуникаций новыми каналами распространения;
- формирование новых форм и форматов передачи информации на стыке разнородных явлений;
- междисциплинарные образовательные процессы и пр.
В основу технологической конвергенции медиа составляет процесс дигитализации, - перевод содержания в цифровую форму, который позволяет «уравнивать» печатное слово и движущееся изображение. Кроме того, процесс конвергенции создает условия для слияния прежде различных и разобщённых каналов - радио, почта в телефоне, видеофильм кабельное ТВ или электронное рекламное сообщение в Интернет и пр. Происходит не только передача функций одних СМИ другим, но перемена ролей у разных каналов, меняя прежние представления о каналах коммуникации и информации. Опрос MarketingProfs показал: рост эффективности рекламного контента в 72% и увеличение популярности использования виральных инструментов у 53% компаний. Другими словами, интеграционный механизм образует как бы магистраль для коммуникаций. Информирование аудитории и анализ событий максимально облегчены, а новостные программы представляют политику как сферу массовой культуры. Причём, каждый из видов коммуникации — это не конкурентное неравновесие, а корпоративное и маркетинговое равновесие. В результате создаётся новый интегрированный рынок, на котором неразрывными связями скрепляются сетевое обслуживание, создание программных продуктов, мультимедийные и образовательные услуги. Последнее утверждение очень актуально, поскольку конвергенция — это развивающийся процесс, который определил направление дальнейшего прогресса в сфере образования [8].
Эпоха Интернета создала новые формы образования - еducation, еntertainment - обучение через развлечение, еdutainment - технология командообразования, тренингов, внедрения новых управленческих технологий, а также технологии gaming – обучающие игры, интерактивные игровые энциклопедии и пр. Развитие этих технологий не случайно. Они базируется на подсознании человека, в основе которого четыре основных движущих мотива: безопасность, социальность, альфа-доминантность, новаторство [6].
Подобные технологии задают новые требования к организации образовательного процесса, которое должно быть: структурировано и насыщено мультимедийными учебными материалами, а используемые методы, направленны на повышение интереса к образовательному процессу через развитие мотивации к обучению. В то же время инфраструктура учебного заведения должна предоставлять базу для внедрения инновационных образовательных технологий.
Поскольку образовательный процесс имеет двусторонний характер, изменяются требования к профессорско-преподавательскому составу. Последние должны транслировать не некий монолит готового бесспорного знания, а приобщаться к «драме идей», развивать свое сознание, проигрывая эту драму, становясь активными ее соучастниками. Конвергентность как характеристика педагогического процесса относится не только к дидактическому его построению, но и к его социально значимым результатам, а также, что не менее значимо, возможности встраиваться в новые форматы глобальных процессов.
Каковы пути оптимизации современной системы образования в масштабах перемен? Можно предположить их несколько: традиционная стратегия организации обучения; уход от формализма в образовании в сторону просвещенного консерватизма; возможно радикализм, с уклоном конвертации в инновационность и конвергентность. Последний - предмет данной статьи.
[1] Слово конвергенция русском языке заимствовано из западной культуры. Его истоки обнаруживаются в латинской традиции. Сonvergentio в переводе на русский язык означает сближение разного до противоположного, вплоть до возможного их слияния в единое целое.
[2] Внимание к теории конвергенции актуализировалось в середине 1950-х годов, благодаря ряду западных социологов, политологов, экономистов и философов: Дж. Гэлбрейту, У. Ростоу, Б. Расселу, П. Сорокину, Я. Тинбергену и др.
[3] Ян Тинберген (Jan Tinbergen) (1903–1994 гг.) — выдающийся голландский математик и экономист, лауреат первой Нобелевской премии по экономике (1969 г.), старший брат Николаса Тинбергена, лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине (1973 г.). внес фундаментальный вклад в науку открытием так называемой «паутинообразной теоремы» («cobweb theorem»). На протяжении всей своей жизни он придерживался гуманистических идеалов социальной справедливости.
[4] Сорокин П. В 1960 г. П. Сорокин опубликовал статью «Взаимное сближение США и СССР к смешанному социокультурному типу». Спасение СССР и США — во взаимном сближении. Оно тем более возможно, что русский и американский народы, по мнению П. Сорокина, очень похожи друг на друга, как похожи две страны, системы ценностей, права, науки, образования и культуры.
1. ART 2 B & B2 ART или о том, как работает и что такое арт-рынок и как он работает. Арт-рынок от истоков до современности.- Ч.1.//Под ред. Хангельдиева И.Г., Чаган Н.Г – М., Русский мIръ, 2016.- 304 с.
2. Витале Дж. Гипнотические рекламные тексты: как искушать и убеждать клиентов одними словами. /Пер. с англ. Гарбарук А.В. — М.: Эксмо, 2010. -272 с.
3. Сахаров А. Воспоминания. - М., 1996. – Т.1. - С. 388.
4. Тинберген Я. Оптимальный строй – Белград. Международная политика 1961
5. Чаган Н.Г. Модернизация российского образования//Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография //Научная редакция. Сорокопуд Ю.В. – М., МУМ, 2017.- 77-97
6. Чаган Н.Г. Электронное развитие современного информационного общества //В международном научном журнале «Мир науки, культуры, образования», М. № 6 (67), 31.12.2017, С.122- 125.
7.Чаган Н.Г. Public relations в режиме реального маркетинга. Учебное пособие. – М., PuScains – 2016. – 362 с.
8.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования : - Режим доступа: http://xn—80abucjiibhv9a.xnp1ai/2365.