vestnik.mi.university Menu

Межевая А. Некоторые проблемы развития малого предпринимательства в России // Вестник. 2019. №2 (3), URL: https://vestnik.mi.university/journal/article.php?id=2157.


№2 (3), 2019

Юриспрудениця

pdf-версия статьи

УДК 34

Некоторые проблемы развития малого предпринимательства в России

Межевая
Алина
Магистр 
АНОВО "Международный Университет в Москве", [email protected]
Ключевые слова:
малый бизнес; предпринимательство в России; проблемы малого бизнеса в России
Аннотация: Данная статья посвящена некоторым проблемам, с которыми сталкивается малый бизнес в России

К одному из  показателей  благополучного  развития  экономики  любого государства    можно отнести успешность и стабильность малого бизнеса. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в данном секторе, неизбежно воздействует и на уровень жизни населения в целом, что требует от государства особого внимания, в  том числе через правовое регулирования отношений между субъектами малого бизнеса, с одной стороны, субъектами и государством – с другой.

Объектом исследования являются некоторые проблемные  ситуации, тормозящие успешное развитие   малого бизнеса в России.

Как известно, существуют различные методы исследования коммерческой деятельности, в том числе в сфере малого бизнеса, в частности,  метод исследования социально-экономических процессов  с учетом статистических данных,  позволяющих дать  характеристику состояния бизнеса с последующим использованием в правовом механизме, оценить уровень развития бизнеса,  его инвестиционную привлекательность. При проведении нами исследования использованы некоторые подходы указанного метода.

Субъекты малого бизнеса – это, главным образом, общества с ограниченной ответственностью или индивидуальные предприниматели. Их деятельность характеризуется небольшими объёмами производства и доходами,   ограниченным числом привлекаемых работников. В современном мире данный вид предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, экономики и социального развития  общества в целом.

Малый бизнес, по сути, есть критерий качества   уровня  жизни населения, степени  эффективности его обеспеченности  необходимыми товарами и услугами.

Его субъектам присущи большая гибкость, оперативность приспособляемость  с учетом меняющихся экономических факторов в стране.

Одним из основных  недостатков процесса развития  малого бизнеса в России  является невысокий размер  капитала в обороте. Это сказывается на уровне инвестиций – потенциальные инвесторы опасаются  вкладывать деньги даже  в инновационные проекты,  понимая, что нельзя рассчитывать на быструю и высокую окупаемость.   Субъектам малого бизнеса значительно сложнее получить заемные денежные средства в банках, которые нацелены больше на  средний или  крупный бизнес, поскольку  не очень верят в платёжеспособность и стабильность в сфере малого бизнеса.

Стоит отметить, что сформировались, так называемые,  региональные проблемы в развитии малого бизнеса. Например, в Сибири,  потенциально привлекательной для инвестиций,  тормозится развитие  транспортной инфраструктуры, где малый бизнес мог бы стать основным активатором, но ввиду вышеуказанных проблем потенциал его не востребован.

Вместе с тем, несмотря на трудности, немало энтузиастов, готовых создать и развивать собственный бизнес, что, разумеется, надо приветствовать. Государству необходимо направить усилия на формирование такого правового механизма, который бы способствовал обеспечению гарантий  субъектам малого бизнеса в реализации ими своих товаров и услуг,  поощрение инвесторов, поддерживающих малый бизнес, налоговые льготы и иные преференции, предоставляемые в период становления бизнеса.  К сожалению,   характер государственной поддержки данного сектора экономики,  по-прежнему,  носит декларативный характер и требует серьезного переосмысления.

Одновременно необходимо, наконец, устранить многочисленные  административные барьеры, прежде всего, в виде требований получения  разносторонних  согласований и разрешений,   обязанностей  перед проверяющими органами. Все это, отнюдь, не дисциплинирует субъектов предпринимательской деятельности, а понуждает искать различные, в том числе, неправовые способы «обхода».

В целом при существующей правовой регламентации деятельности субъектов малого бизнеса,  некоторых налоговых льготах, отдельных привилегий для инвесторов,  немногочисленных специальных программ  по кредитованию этот социально значимый сектор экономики не развит так, как это происходит, например,  в странах Европы.  Нельзя игнорировать новые веяния в мировой экономике, опирающейся, прежде всего, на работоспособных, деловых и экономически мобильных граждан.  Представляется, что в современной России есть все предпосылки для успешного развития малого предпринимательства, неиспользование которых  может  привести  к  ухудшению социального положения общества, а значит к снижению доверия населения к государству. 

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 28.12.2018.

2. Гафарова Я. В. Проблемы правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 234-239.

3. Ермоленко О.А., Никонец О.Е. Проблемы конкуренции в современных условиях России//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 11. С. 121-125.

3. Никонец О.Е., Мишакина А.И., Гапонова М.А. Политика Евросистемы в области электронных денег// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 11. С. 1-5.

4. Никонец О.Е., Иванчиков М.А. Национальная система платежных карт России: ее сильные и слабые стороны// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 11. С. 206-210.

5. Никонец О.Е., Толстопятова Е.Д., Копылова А.В. Региональные банки в трансформационной экономике//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 11. С. 216-220.

6. Никонец О.Е., Новикова А.А., Хохлова И.В. Стратегия развития коммерческого банка как концептуальная основа его деятельности// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 11. С. 226-230.

7. Федоров М.М., Проблемы развития малого бизнеса в России в 2018 г.// Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, 18 июня 2018 г.


Просмотров: 480; Скачиваний: 119;