vestnik.mi.university Menu

Полякова М. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В МОСКВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Вестник. 2019. №2 (3), URL: https://vestnik.mi.university/journal/article.php?id=2148.


№2 (3), 2019

Экономика и Менеджмент

pdf-версия статьи

УДК 331.522

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В МОСКВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Полякова
Мария
Магистр 
АНОВО "Международный Университет в Москве", [email protected]
Ключевые слова:
рынок труда, экономически активное население, безработица, уровень занятости, вакансия, служба занятости.
Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности рынка труда в Москве на современном этапе. Проанализированы основные рыночные показатели. Выявлены возникающие проблемы в сфере занятости города и представлены пути их решения.

Рынок труда является неотъемлемой экономической составляющей рыночного механизма, и от правильного формирования этой составляющей зависит ряд макроэкономических показателей, в первую очередь это уровень жизни населения посредством предоставления работникам заработной платы и других гарантий, а также обеспечение производственной и непроизводственной сферы достаточным количеством квалифицированных кадров.

Цель статьи состоит в исследовании рынка труда г. Москвы, который является крупнейшим не только в России, но и среди крупнейших мировых мегаполисов

Город Москвы на сегодня – это регион со стабильной ситуацией на рынке труда.

По данным Мосгорстата в 2018 году численность постоянного населения города Москвы составляла 12506,5 тыс. человек (2017 – 12380,7 тыс. человек, 2016 - 12330,1 тыс. человек). [2] За последнее десятилетие наблюдается устойчивая тенденция к увеличению численности населения, которое, в том числе, обусловлено естественным приростом населения города.

 В частности, этому способствует расширение территории города Москвы, активная их застройка и заселение новыми жителями из других регионов. Вместе с тем на фоне роста численности отмечается снижение численности населения в трудоспособном возрасте.

 По итогам выборочного обследования населения численность экономически активного населения города Москвы в среднем в 2018 году составила 7271,8 тыс. человек, в их числе:

- 7182,1 тыс. человек, или 98,8% экономически активного населения, были заняты в экономике;

- 89,7 тыс. человек (1,2%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда классифицируются как безработные).

Уровень занятости в городе Москве в среднем за 2018 год составил 67,4% при том, что уровень общей безработицы составил всего 1,2%.

Из общего числа москвичей 21% работали в организациях оптовой и розничной торговле, занимались ремонтом автотранспортных средств, 11% -профессиональной, научной и технической деятельности, 9% - обрабатывающих производствах, 7% - транспортировке и хранение, 7% - социальном обеспечение, 6% - финансовой и страховой деятельности.

Среднемесячная начисленная заработная плата по городу Москве в 2018 году составила 83,5 тыс. рублей, что превышает среднероссийский показатель на 40,1 тыс. рублей.

На учете в службе занятости города Москвы на конец 2018 года состояло 27,9 тыс. безработных граждан, уровень регистрируемой безработицы составил – 0,38%.

Следует отметить, что с начала 2018 года численность зарегистрированных безработных граждан уменьшилась на 2,2 тыс. человек или на 6%.

Данные официальной статистики свидетельствуют о достаточной стабильной ситуации на рынке труда несмотря на продолжающиеся процессы неблагоприятной демографии предприятий и организаций, и высвобождения работников на ряде предприятий.

В 2018 году в службу занятости поступили сведения о предполагаемом высвобождении 61,7 тыс. работников в связи с сокращением штата или ликвидацией организации представили 2536 организаций города, на конец года 611 человек по инициативе работодателей работали на условиях неполного рабочего времени, 476 человек находилось в простое.

В 2018 году преимущественно (более трех четвертых намеченных к высвобождению) сведения представлялись из организаций, относящихся к таким видам экономической деятельности, как финансовая и страховая деятельность (23%), транспортировка и хранение (13%), деятельность в области информации и связи (11%), оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (10%), профессиональная, научная и техническая деятельность (10%), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (7%), образование (5%).[1]

Всего в 2018 году в поисках работы в службу занятости населения города Москвы обратилось 122,1 тыс. человек, при этом из них только 13% составили высвобожденные граждане.

Портрет человека, обратившегося в службу занятости, выглядит следующим образом: по полу: женщины 53%; мужчины 47%, по профессиональному составу: специалисты 55%, рабочие 26%, раньше не работали 19%. По образованию: высшее 44%, среднее профессиональное 26%, среднее общее 30%.

Обратившиеся в поисках работы граждане работали ранее в организациях оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств 17%, в образовании 16%, обрабатывающего производства 8%, финансовой и страховой деятельности 7%, профессиональной, научной и технической деятельности 7%, транспортировке и хранение 5%.

54,2 тыс. человек или 44% от обратившихся в службу занятости были трудоустроены на имеющиеся в службе занятости вакансии, которых на начало года в базе насчитывалось 157,8 тысяч единиц.

Зарплаты по вакансиям варьируются от 20 до 150 тыс. рублей, в среднем составляя 40 тыс. рублей.

Из общего числа вакансий 61% – это вакансии для рабочих.

18% вакансий представлено организациями, относящимися к государственному управлению и обеспечению военной безопасности, 17% - социальному обеспечению, транспортировке и хранению 14%, оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств 11%.

У работодателей продолжают оставаться востребованными водители автотранспорта, машинисты электропоезда, продавцы-консультанты, каменщики, повара, облицовщики-плиточники, операторы станков с программным управлением. Среди служащих - охранники, специалисты, полицейские, менеджеры, инспектора, консультанты, а также военнослужащие по контракту (рядовой, сержантский состав). Сохраняется высокий спрос на низкоквалифицированную рабочую силу: уборщиков (в том числе производственных и служебных помещений, территорий), грузчиков, дорожных рабочих.

Спрос рождает предложение большого числа трудовых мигрантов, поскольку их требования к заработной плате и условиям труда значительно скромнее, чем у москвичей. Но, повторюсь,  что в основном речь идет о малоквалифицированной рабочей силе и уровне заработной платы не интересной для москвичей.

Не смотря на отмеченные неблагоприятные тенденции на рынке труда, безработица в городе не стала острой социальной проблемой. Безусловно, этому способствуют принимаемые службами занятости скоординированные меры по содействию занятости населения.

В 2018 году службой занятости организовано и проведено 465 ярмарок вакансий, которые посетило 32,4 тыс. человек, приняли участие более 1,2 тыс. работодателей, предоставившие 50,0 тыс. вакансий.

Помимо поиска работы служба занятости населения города Москвы предоставляет широкий спектр государственных услуг:

– профессиональная ориентация (133,1 тыс. человек);

– общественные работы и временное трудоустройство (10,2 тыс.  человек);

– психологическая поддержка и социальная адаптация на рынке труда (33,0 тыс. безработных граждан);

– содействие самозанятости безработных граждан (получили консультации по открытию собственного дела – 5,8 тыс. человек, организовали собственное дело – 372 человека);

- профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования (6,1 тыс. безработных граждан, 1,3 тыс. женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет).

В 2019 году прогнозируется увеличение числа обращений в службу занятости и численности зарегистрированных безработных. Основные факторы, которые негативным образом будут влиять на рынок связаны с пенсионной реформой, а именно изменением возраста выхода на пенсию по старости, достаточно низким уровнем цифровой грамотности населения, а также со значительным повышением размера пособия по безработицы впервые за 10 лет (до 2019 года минимальный размер 850 рублей, максимальный – 4900, с 2019 года – 1500 и 8000 тыс. рублей соответственно).

С целью нивелирования изменений на рынке труда связанных с увеличением пенсионного возраста Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы подготовлен комплекс мер, позволяющий повысить конкурентоспособность лиц предпенсионного возраста на рынке труда и продлить их трудовую активность.

В Москве активно работают специальные программы, такие как «Московское долголетие», «Серебряный университет» и др.

Программа «Серебряный университет» - это образовательная программа для граждан пенсионного возраста. Проект начал свою реализацию еще в 2017 году Московским городским педагогическим университетом (далее – МПГУ) и Московским городским университетом управления Правительства Москвы (далее – МГУУ) при участии и поддержки Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Так, в МПГУ функционирует 5 факультетов: гуманитарный, психологический, культуры и творчества, массовых коммуникаций и информатики, здоровье и безопасность, в которых проходят обучение лица предпенсионного возраста по 26 программам. В частности, особый интерес вызывают программы, которые позволяют повысить москвичам уровень знаний в области информационных технологий, получить профессию няни, рабочего зеленого хозяйства. По данной программе в 2018 году на базе МГПУ прошли обучение и получили квалификацию 4,4 тыс. человек.

Количество участников программы «Московское долголетие», запущенная Правительство Москвы в 2018 году, на сегодняшний день составляет 170 тыс. человек. Проект призван помочь москвичам старшего возраста укрепить здоровье, получить новые знания, умение и творческое развитие. Он реализуется на базе библиотек, спортивных комплексов, школ, социальных учреждений, поликлиник.

В заключении отметим, что решение возникающих проблем с сфере занятости города зависит от реализации ряда мероприятий. В частности, - это: 

1) продолжение реализации проектов по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, востребованных на рынке труда с учетом цифровизации экономики, что позволит сделать рынок труда города более сбалансированным;

2) активное развитие реального сектора экономики, в том числе и по программам импортозамещения - как следствие, это позволит создать новые рабочие места;

3) материальное стимулирование и мотивирование сотрудников, нацеленное на то, чтобы увязать заработную плату с конечными результатами;

4) поддержка субъектом малого и среднего бизнеса;

5) внесение изменения в трудовое законодательство в части повышения качества кадрового состава предприятий. Так, например, в настоящем весьма проблематично уволить недобросовестного и немотивированного сотрудника, чтобы принять на его место перспективного молодого специалиста.

Предложенные меры будут способствовать улучшению ситуации на рынке труда с учетом специфики его товара – рабочей силы, проще говоря, живого человека.

1. Труд и занятость населения Москвы. Статистический сборник. – М.: Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, 2017. – 105с.

2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистике по городу Москве. – URL. http://moscow.gks.ru/


Просмотров: 490; Скачиваний: 158;