vestnik.mi.university Menu

Короткова И. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В УПРАВЛЕНИИ ОБЪЕКТАМИ НА ПРИМЕРЕ МЕГАПОЛИСА // Вестник. 2019. №2 (3), URL: https://vestnik.mi.university/journal/article.php?id=2147.


№2 (3), 2019

Экономика и Менеджмент

pdf-версия статьи

УДК 657.222

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В УПРАВЛЕНИИ ОБЪЕКТАМИ НА ПРИМЕРЕ МЕГАПОЛИСА

Короткова
Ирина
Магистр 
АНОВО "Международный Университет в Москве", [email protected]
Ключевые слова:
Финансовое положение; отчет о финансовых результатах; бухгалтерский учет; инновации; аудит; мегаполис; электронный документооборот; электронная цифровая печать.
Аннотация: В данной статье рассмотрены система бухгалтерского учета в инновационном развитии мегаполиса. Система бухгалтерского учета в мегаполисе должна следовать параллельным курсом с общими тенденциями развития экономики. Определение различия или общность существующей системы бухгалтерского учета и инновационной системы бухгалтерского учета в мегаполисе.

Рассмотрим проблемы, связанные с необходимостью смены модели развития экономики в мегаполисе и выработки мер по обеспечению инновационного пути развития, а также задачи, возникающие перед системой бухгалтерского учета в условиях инновационного развития.

В последнее время много говорится о необходимости смены модели развития экономики в мегаполисе, выработке мер по обеспечению инновационного пути развития. Естественно, при этом перед системой бухгалтерского учета возникают новые задачи и проблемы, связанные с инвестициями, инвестиционным климатом, инвестиционной привлекательностью или по обеспечению инновационного пути развития экономики в целом и каждого экономического субъекта в отдельности.

Объектом исследования является система бухгалтерского учета в условиях инновационного развития.

В данной статье были использованы следующие методы исследований:

 - наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств бухгалтерского учета в условиях инновационного развития;

- метод сравнения, позволяющий определить различия или общность существующей системы бухгалтерского учета и  инновационной системы бухгалтерского учета.

- анализ.

Информация о финансовом положении формируется в бухгалтерском балансе, о финансовых результатах - в отчете о финансовых результатах, а информация о денежных потоках - в отчете о движении денежных средств.

К внешним пользователям, как известно, относятся инвесторы и их представители (финансовые консультанты, профессиональные участники рынка ценных бумаг), заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

Причины неблагополучного состояния бухгалтерского учета экономических субъектов мегаполиса могут быть систематизированы следующим образом:

- выборочное соблюдение правил бухгалтерского учета, выбор и закрепление в учетной политике способов ведения бухгалтерского учета, без анализа последствия их применения;

- использование упрощений в ведении бухгалтерского учета, уход от проблем решения учета затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг, излишнее укрупнение инвентарных объектов основных средств, игнорирование инфляционных факторов;

- отсутствие соблюдения корпоративных интересов профессии, как бухгалтерами, так и аудиторами;

- невнимание собственников и управленческого руководства организаций к бухгалтерской информации, незнание ее базовых правил, легковесное отношение к фиксации фактов хозяйственной деятельности; недооценка роли и значения аудиторской проверки.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности у большинства хозяйствующих субъектов мегаполиса не обеспечивает в полной мере надлежащего качества и надежности формируемой у них информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации заинтересованными внешними и внутренними пользователями.

Для устранения такого положения целесообразно проводить работу:

- по усилению контроля качества бухгалтерской отчетности, повышению уровня проведения аудита;

- по существенному повышению квалификации специалистов и пользователей бухгалтерской отчетности.

Влияние инновационного пути должно, наконец, отразиться на проработке вопросов электронного документооборота в бухгалтерском учете, включая формирование первичной информации, регистров бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Применение электронного документооборота позволяет решить задачу по использованию формируемой в системе бухгалтерского учета информации для составления многочисленных видов отчетности, представляемой экономическим субъектом в соответствии с требованиями законодательства.

И сегодня российское законодательство предоставляет возможность применения электронного документооборота наряду с привычной бумажной технологией обработки данных.

Традиционно бухгалтерский учет ассоциируется с бумажными носителями информации, особенно с первичными учетными документами и бухгалтерской отчетностью. В последнее время уже ведется работа по представлению отчетности в определенные адреса в электронном виде, расширяется применение компьютерной техники, средств передачи информации по электронным каналам.

Следует внимательно рассмотреть методы и способы учета, применяемые в сложных производствах, исходя из требований МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) и потребностей управленческого учета экономического субъекта. Отсутствие у руководства и управленческого персонала полной информации о формировании себестоимости, которая является основой прогнозирования и управления производством, о фактических затратах на производство, являющихся базой для определения продажной цены, а также об объеме материально-производственных запасов в целях обеспечения непрерывного процесса производства и т.д., приводит к несвоевременному выявлению непроизводительных расходов, невозможности выработки и реализации мер по их недопущению, определению оптимального выпуска продукции и пр. Как результат - это приводит к снижению эффективности работы хозяйствующего субъекта в целом. В современных условиях появляются и новые вопросы, которыми занимаются организации в условиях выхода на мировой рынок. Кроме того, несмотря на наличие компьютерной техники, требуют проработки вопросы рациональных способов распределения комплексных расходов, выделения прямых расходов, обоснования коэффициентов распределения расходов между различными переделами, процессами и т. п., а также внутреннего контроля организации в зависимости от организационно-правовой формы, величины предпринимательской деятельности и других факторов. Речь идет о двух аспектах внутреннего контроля:

1) для всех экономических субъектов - внутренний контроль за совершаемыми фактами хозяйственной жизни;

2) для экономических субъектов с обязательным аудитом добавляется внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Целью реформирования системы бухгалтерского учета в организациях мегаполиса должно быть приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Должны быть обеспечена непротиворечивость системы учета экономических субъектов мегаполиса общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформированы модели сосуществования и взаимодействия систем налогообложения и систем бухгалтерского учета. Должна быть обеспечена возможность введения процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

Движение системы бухгалтерского учета к международным стандартам должно основываться также и на повышении квалификации специалистов бухгалтерского учета, подготовке кадров в учреждениях среднего специального и высшего образования, создании системы профессионального ускоренного образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и переподготовки.

В последнее время практически ежегодно в повседневную жизнь российского бухгалтера проникают различные инновации. В частности:

 1.Отказ от бумажного документооборота

Бухгалтерские учетные системы решают множество очень важных задач, однако, в сфере эффективности коммуникаций возникают проблемы. Прекрасно известно, сколько времени тратится на сбор подписей ответственных должностных лиц.

Процессы документооборота в настоящее время в условиях инновационного развития требуют особенного подхода, реализовать который можно только с помощью электронных документов. Использование системы электронного документооборота позволяет сократить временные затраты на поиск, согласование, подписание документов.

 2.Ослабление требований необходимости проставления печатей. Расширение возможностей ЭЦП (Электронная цифровая печать)

 Необходимость проставления синих печатей стремительно слабеет в правовом поле России. Сегодня причиной этого является появление квалифицированной электронной подписи, которая решает буквально все проблемы, связанные с обеспечением юридической значимости электронного документа. Эта подпись надежна, ее невозможно подделать, изменить или нарушить. Некоторые представители крупного бизнеса и органы государственной власти начинают доверять такой подписи больше, чем собственноручной и заверенной печатью. Бухгалтер в России теперь может использовать новую подпись практически для всех видов своей деятельности: документооборот с контрагентами, отчетность в электронном виде, отправка документов в контролирующие органы и т. п.

 3. Предоставление отчетности в электронном виде по электронным каналам связи

Налоговая отчетность сегодня также существует в электронном виде. Более того, существует несколько способов ее предоставления в ФНС (Федеральная налоговая служба) России.

 4. Упрощение архивизации бухгалтерских документов. Использование электронных архивов

 Обеспечить лучшую физическую сохранность документов, упростить доступ к ним и оперативно их обрабатывать призваны электронный архивы.

Возможность хранить документы в электронном виде появилась вместе с квалифицированной электронной подписью, которая не только приходит на смену синей печати, но и становится гарантом неизменности документа со временем. А чтобы хранить такой документ, бухгалтерским службам России больше не нужны отдельные помещения для бумажных архивов.

 5. Новые сервисы для бухгалтера

 Современный бухгалтер может обмениваться электронными документами со своими контрагентами, не выходя из своей СЭД (Система электронного документооборота) или учетной системы. Благодаря возможностям работы с сервисом обмена отправить юридически значимый документ контрагенту можно за считанные секунды.

Организация и индивидуальный предприниматель должны регулярно подавать бухгалтерскую и налоговую отчётность в соответствующие контролирующие органы. Немало сложностей для ведения бизнеса обусловлено как необходимостью регулярно подавать документы, заполненные по специальным формам, о которых, например, предприниматели могут быть слабо осведомлены, так и дополнительным временем. Большинство предпринимателей предпочитают обращаться в специализированные фирмы, предоставляющие бухгалтерские услуги на условиях аутсорсинга.

В тоже время, текущий уровень развития высоких технологий позволяет существенно упростить этот процесс. В последние годы постепенно набирают обороты сервисы облачной бухгалтерии, которые позволяют индивидуальным предпринимателям, и людям, предоставляющим бухгалтерские услуги, существенно упростить процесс оформления документации. Главным достоинством подобных сервисов является возможность доступа к функционалу бухгалтерских программ без необходимости капитальных затрат на покупку программного обеспечения, подготовку инфраструктуры и найма человека, обслуживающего компьютерный парк.

Таким образом, современными тенденциями совершенствования системы бухгалтерского учета экономических субъектов мегаполиса, являются: отказ от бумажного документооборота; ослабевание требований необходимости проставления печатей, расширение возможностей ЭЦП, предоставление отчетности в электронном виде по электронным каналам связи; упрощение архивизации бухгалтерских документов, использование электронных архивов; внедрение новых бухгалтерских сервисов.

А повышение квалификации управленческих кадров в сфере учета, понимание роли учетной информации позволить успешно использовать ее в управлении экономических субъектов мегаполиса на пути его инновационного развития.

1.Федеральный закон 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Федеральный закон РФ от 06.04.2011 N 63 «Об электронной подписи».

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

4. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности".

5. Исеева Л.И., Тарабаринова Т.А., Туровская Л.Г. Бухгалтерский учет и отчетность: Учебное пособое» - Санкт-Петербург, 2017.

6. Ковалева В.Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. – Вузовское образование, 2018.

7. www.gks.ru - сайт Федеральной службы Государственной статистики.


Просмотров: 889; Скачиваний: 232;