vestnik.mi.university Menu

Мартиросян Р. М. Значение российских эндаумент-фондов в деятельности некоммерческих организаций // Вестник. 2018. №1 (1), URL: https://vestnik.mi.university/journal/article.php?id=2139.


№1 (1), 2018

Экономика и Менеджмент

pdf-версия статьи

УДК 7.075

Значение российских эндаумент-фондов в деятельности некоммерческих организаций

Мартиросян
Рузанна Максимовна
Кандидат наук 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», [email protected]
Ключевые слова:
эндаумент, фонд, целевой капитал, финансирование, стекхолдеры, культура, образование, доход, благотворители, пожертвования, управляющая компания, некоммерческие организации
Аннотация: В статье раскрывается значение эндаумент-фондов в деятельности некоммерческих организаций. Рассмотрены две модели эндаумент-фондов: «внутренняя» - при которой некоммерческая организация является одновременно как собственником целевого капитала, так и исключительным получателем доходов от его использования и «внешняя» - при которой создается отдельное юридическое лицо - специализированная организация управления целевым капиталом в форме фонда.

Эндаумент-фонды в России имеют более, чем десятилетнюю историю.  Федеральный закон  № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» [1] был принят 30.12.2006 г., после чего на российском рынке стали появляться фонды целевого капитала.  Согласно данным, представленным благотворительным  фондом «Апрель», в настоящее время  на российском рынке функционируют около 200 фондов. Однако в силу  общеэкономического контекста и правовых рамок, в которые вписан данный закон, путь развития отечественных эндаументов не простой.

Не последнюю роль играет и запаздывающая позиция государства в определении и реализации своих долгосрочных приоритетов через данный механизм, в частности, известно, что более 70% всех эндаумент-фондов созданы для поддержки государственных бюджетных учреждений.

Вместе с тем, следует весьма взвешенно подходить  к принятию решения о  создании эндаументов. В первую очередь необходимо учитывать зрелость организации, решившей создать эндаумент-фонд,  и готовность стейкхолдеров (англ. Stakeholders  - лица, заинтересованные в деятельности компании) сотрудничать с ней,   в контексте конкретной локации, культуры, законодательной системы, финансового рынка и экономического цикла.

Обращаясь к истории российской благотворительности, можно сказать, что схема эндаумента применялась издавна. Первый закон об эндаумент-фондах, (они так не назывались, но по сути своей являлись ими) был издан в российской империи 27 декабря 1817 года в виде сенатского указа и носил название «О пожертвованиях в пользу богоугодных заведений и об употреблении оных, согласно с волею жертвователя». Этот закон впервые установил правило, по которому приступать к учреждению богоугодных заведений следовало только в случае, «когда к содержанию их назначены будут достаточные средства; в противном же случае пожертвования, на сии заведения назначаемые, обращать в общую массу, и тогда уже приступать к учреждению общественных заведений, когда накопится достаточное количество суммы» [2]. Исполнение данного закона возлагалось на гражданских губернаторов и начальников ведомств, в пользу которых шли пожертвования.

В течение XIX в. данный проект развивался, росли благотворительные взносы. Смысл финансовой политики заключался в оптимизации управления и увеличении дохода исходных капиталов.

Накануне 1917 г. подавляющее большинство благотворительных капиталов находилось в распоряжении целевых фондов, что позволило обеспечить стабильность, сделать ресурсные капиталы неуязвимыми в условиях колебания финансового рынка.

Однако после октябрьской революции благотворительность была объявлена буржуазным явлением. Все средства общественных и частных благотворительных организаций  были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.

Лишь спустя более 70 с лишним лет в России  был принят закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ФЗ № 135 от 11.08.1995 ст.1), согласно которому на отечественном рынке вновь появились фонды, реализующие благотворительные программы в области культуры, образования и здравоохранения. 

Появившиеся сегодня фонды целевого капитала как финансовый инструмент имеют  преимущество перед традиционными пожертвованиями. Организация, получающая доход от использования целевого капитала, имеет стабильный источник финансирования. При этом важно отметить, что  получаемый доход не облагается налогом на прибыль. Это и позволяет предоставляемому пожертвованию в виде целевого капитала оказывать большее влияние на развитие организации, чем возможность расходования всего полученного традиционного пожертвования. Это также способствует долгосрочному финансовому планированию и снижает зависимость организации от поиска источников разовой поддержки.

Итак, наличие целевого капитала позволяет организации гарантированно покрывать  какую-то часть доходного бюджета. Даже, если финансовый год оказался не самым удачным и эндаумент не принес ожидаемых процентов, все равно можно рассчитывать на доход, так как российское законодательство  позволяет использовать до 10% балансовой стоимости целевого капитала в год.

В функционирующем сегодня законе о формировании целевого капитала  предусмотрены две модели создания эндаументов - «внутренняя» модель - при которой некоммерческая организация является одновременно как собственником целевого капитала, так и исключительным получателем доходов от его использования. Данная модель  предусмотрена для фондов, автономных некоммерческих организаций, общественных организаций, общественных фондов или религиозных организаций.

Рис.1- «Внутренняя» модель.

И «внешняя» модель управления целевым капиталом, когда создается отдельное юридическое лицо – специализированная организация управления целевым капиталом в форме фонда.

 

Рис.2- «Внешняя» модель.

В настоящее время целевые капиталы  в России это уже не новый механизм по обеспечению устойчивости некоммерческих организаций и сложившаяся практика во многом показывает его преимущества и ограничения. Изначально, после принятия закона, ожидалось, что появятся множество фондов целевого капитала, которые изменят лицо и перспективы некоммерческого сектора. Однако этого не произошло.

За прошедшие 11 лет было создано порядка 200 целевых капиталов, но далеко не все их них привлекли средства. Таким образом, целевой капитал все же не является универсальным инструментом для НКО и касается лишь тех из них, у которых есть понятная миссия и долгосрочная стратегия развития, а также мощные организационные ресурсы.

Среди недостатков и рисков целевых капиталов  следует отметить отсутствие полноценной правоприменительной практики. 

В нашей стране пока не так много реально работающих целевых капиталов, и, соответственно, кейсов, которые можно было бы проанализировать и сделать какие-то выводы. При этом возникает множество вопросов, требующих своего пояснения. В частности, многие вопросы связаны с регулированием управляющих компаний, которые являются обязательными участниками процесса управления целевыми капиталами, и защитой интересов фондов.

НКО, создающая целевой капитал, должна хорошо понимать, кому отдает его в управление, в какие финансовые инструменты будут инвестированы деньги. Необходимо сформировать для себя критерии выбора управляющей компании, уметь задавать правильные вопросы, разбираться в рисках по тем или иным вложениям, а также особенностях финансовых инструментов, которые будут предлагать управляющие компании. В противном случае следует серьезно подумать – следует ли вообще этим заниматься.

1. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федеральный закон № 275-ФЗ от 30. 12. 2006 // СПС «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru

2. https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-etapy-istorii-prikazov-obschestvennogo-prizreniya-v-rossiyskoy-imperii


Просмотров: 340; Скачиваний: 100;