vestnik.mi.university Menu

Стрижакова О. В., Орлов В. А. Физическая культура – новый взгляд на обучение и формирование. // Вестник. 2018. №1 (1), URL: https://vestnik.mi.university/journal/article.php?id=2132.


№1 (1), 2018

Педагогика и психология

pdf-версия статьи

УДК 378.147

Физическая культура – новый взгляд на обучение и формирование.

Стрижакова
Ольга Владимировна
 
кандидат педагогических наук, доцент, АНОВО «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», [email protected]
Орлов
Владимир Александрович
 
доктор биологических наук, профессор, ГНЦ Институт медико-биологических проблем РАН, [email protected]
Ключевые слова:
физическая культура, физическая подготовленность, человеческий потенциал.
Аннотация: В статье предлагается новый подход к определению понятия «физическая культура» человека. Утверждается, что преподавание и формирование «физической культуры» у обучающихся следует рассматривать как овладение технологией укрепления личного здоровья и повышения Человеческого потенциала страны. Предлагаются инновационная концепция и методология цифровой оценки физической культуры и физической подготовленности человека. В данной концепции выделено 5 крупных компонентов, где каждый из них имеет определенную весовую значимость в интегральной оценке ФК человека.

Словосочетание «физическая культура» (ФК) выделилась в русском языке как дефиниция около 100 лет назад и с тех пор постоянно используется в нормативно-правовых актах. Современная наука установила тесную взаимосвязь между уровнем ФК и состоянием здоровья индивида, однако до настоящего времени это важнейшее свойство человека не имеет количественных способов измерения. В июне 2017 г. на Петербургском международном экономическом форуме Президент РФ В.В. Путин заявил: «Цифровая экономика – это основа, которая изменяет… формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми и задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества». Наступившая эра цифровых технологий вынуждает искать современные методы измерения и оценки ФК человека, которые должны базироваться на мультидисциплинарной методологии и вооружить специалистов новыми принципами, способами и правилами практической деятельности. Дефиницию «физическая подготовленность» (ФП) как важную часть (сегмент) ФК человека также следует рассматривать как обобщенное свойство, которое включает: гармоничность физического развития, уровень двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости) и общую физическую работоспособность. ФП человека можно оценивать с помощью разных физических тестов и возрастных нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Многочисленные признаки ФК человека оцениваются только при рассмотрении жизненного стиля за определенный период времени. Здесь принято рассматривать: участие в регулярной физической тренировке, «закаливание» организма, организацию труда и отдыха (в режиме дня, недели, года), личную гигиену, навыки психофизиологической саморегуляции и многие другие вспомогательные признаки и показатели. 

По отношению к конкретному человеку «физическая культура» (ФК) является свойством, которое интегрирует в себе множество отдельных признаков и показателей. Специалисты используют разные комплексы показателей для измерения и оценки ФК индивида. Даже в образовательной системе нет формализованного подхода к оценке уровня физической культуры учащихся. При оценке успеваемости школьников по предмету физическая культура используется 5-и бальная система, а в университетах активно внедряется  «Болонская система», 100 бальная оценочная шкала. Однако до настоящего времени нет доказательного численного описания «идеальной» ФК обучающихся разного пола и возраста.

 Понятие «физическая культура» человека трактуется специалистами довольно расплывчато. Наши представления о значимости любого из признаков ФК человека могут сильно различаться, тем не менее, через некоторую совокупность косвенных признаков специалисты формирует ее обобщенную оценку.  В одном сегменте ФК  человека специалисты достигли близкого понимания. Это «физическая подготовленность», которую определяют с помощью физических тестов и возрастных нормативных показателей. Энциклопедический словарь по ФКиС характеризует «физическую подготовленность» (ФП) как: результат физической подготовки, выражающийся в определенном уровне развития физических качеств, двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной физической деятельности [1].  Этот же словарь трактует «физические качества» как «качества, характеризующие физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности». В комплексе показателей подготовленности человека выделено 5 наиболее важных двигательных физических качеств: сила, быстрота, выносливость, ловкость  и гибкость. Измерение и объективная оценка этих качеств человека представляется достаточно сложной задачей. Как известно, «сила» это векторная величина, проявление которой имеет множество специфических оттенков. Физическая выносливость человека также проявляется  в самых разнообразных аспектах жизнедеятельности и всегда требует конкретизации. Это же  можно отнести и к другим физическим качествам человека. Тем не менее их разноцветная «мозаика» или загадочный расклад (пазл) всегда используются для численной оценки ФК индивида. 

Многогранность и расплывчатость понятия «физическая культура» предопределяет сложность его количественного измерения и отражается на результативности воспитания и обучения ФК в образовательных учреждениях. Исследования социологов [2] показали, что интерес к урокам физкультуры падает по мере того, как школьники взрослеют и переходят в следующий класс. В  4-5 классах 54,4% учащихся проявляют интерес к ФК,  но уже в 8-9 только 24,3%, а в 10-11 только 23,3%. По мнению этих исследователей, у студентов интерес к занятиям по дисциплине ФК еще меньше.       

Отсутствие интереса учащихся к ФК и крайне низкая  двигательная активность за период обучения в школе становится причиной  снижения уровня физического здоровья. По данным исследований НИИ гигиены детей и подростков МЗ РФ за время обучения с 1 по 11 классы количество здоровых детей заметно уменьшается [3]. 

В научных публикациях приводятся многочисленные признаки ФК человека, в число которых входят: гармоничность физического развития, физическая подготовленность, владение определенными физическими и духовными качествами, жизненно важными двигательными навыками,  а также образ жизни человека, включая мышечно-двигательную активность, закаливание организма, пищевые и гигиенические привычки. К важным признакам культуры человека многие авторы относят: самоконтроль, постоянное физическое и духовное совершенствование, навыки психофизиологической саморегуляции и самоконтроль в проявлении своего характера. Преподавание «физической культуры» у обучающихся следует рассматривать как овладение технологией укрепления личного здоровья и повышения Человеческого потенциала страны.

Необходимость современного теоретического обоснования понятия «физическая культура» человека и разработка способа его количественной (цифровой) оценки является актуальной научной и практической задачей [4], успешное решение которой может внести существенный вклад в формирование ФК и укрепление Человеческого потенциала нашей страны.

Предлагаемая теоретическая концепция цифровой оценки ФК человека опирается на 4 основополагающих  принципа.

Первое - это  признание, что ФК человека является сложным свойством, состоящим из совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых частей (сегментов). Многочисленные медико-анатомические,  психологические, педагогические, физические и другие признаки и показатели  в своей совокупности создают более обобщенное (интегрированное) свойство  человека, которое сегодня мы называем «физическая культура». 

Вторым принципиальным моментом явится редукция, т.е. значительное упрощение сущности понятия  ФК человека, которую можно отобразить в виде упорядоченной модели с множеством частных и хорошо понятных специалистам  признаков и показателей.

Третий принцип предписывает использовать только те показатели, которые доступны для точного количественного измерения.

Четвертым принципом является когерентность разных научных знаний и технологий в процесс формирования ФК и укрепления здоровья человека.

 Опираясь на представленные выше принципы и экспертные оценки, формализованный подход к «ФК человека» можно отобразить в виде структурированной модели, где выделено 5 крупных, интегрированных  сегментов ФК человека с описанием их понятийной сущности (рабочие термины). В свою очередь, каждый из этих сегментов описан комплексом известных и давно контролируемых показателей организма. Между условно выделенными сегментами (свойствами) ФК человека существует тесная взаимосвязь и взаимное влияние, когда уменьшение (или повышение) одного из них влечет определенные изменения в других частях. Каждый выделенный на рисунке сегмент имеет определенное «весовое» значение в интегральной оценке ФК индивида.

 

Рисунок 1.- Структурная модель «физической культуры» человека.

 

В данную концептуальную модель включены комплексы психофизических тестов и показатели организма, которые успешно измеряются преподавателям и методистам ФК.

Каждый выделенный сегмент описан определенным количеством объективных показателей, для которых существуют признанные возрастные нормативы. С философской точки зрения, «норма» для организма является онтологической категорией, непосредственно связанной с природой человека, эволюцией, этносом и возрастным развитием. Как известно, впервые определение нормы было введено древнегреческими мыслителями, которые выделили ее из понятия меры, как обобщенного выражения красоты и гармонии тела и духа.

Для каждого из 5-и  выделенных на рисунке  сегментов (свойств)  ФК человека должны применяться методы количественного измерения и балльно-рейтинговые оценочные шкалы. При таком подходе величины фактических показателей преобразованные в рейтинговые индексы становится индикаторами: физического развития; физической подготовленности; адаптации и толерантности; владения двигательными навыками и теоретическими знаниями. Через совокупность этих индикаторов можно вычислить интегральный индекс ФК человека и оценить его на соответствующей балльно-рейтинговой шкале, что будет выступать обобщенным  индикатором  физической культуры конкретного человека. 

Энциклопедический словарь ФиС, в трёх томах. Главный редактор Г.И. Кукушкин. Издательство: «Физкультура и спорт», 1962.

2. Фирсин С.А., Маскаева Т.Ю. Материально-технические условия организации и проведения занятий по физической культуре и спорту //

Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2015. Т. 15, № 1. С. 5–8.

3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Рапопорт И.К. и др. Скрининг-обследование обучающихся в образовательных организациях. Здоровье здорового человека. Научные основы организации здравоохранения, восстановительной и экологической медицины. М. Изд. АНО «Международный Университет Восстановительной медицины. 2016. С.483-494.

4. Орлов В.А., Стрижакова О.В., Фетисов О.Б. Физическая культура как образовательная и оздоровительная дисциплина, Воронеж, «Научная книга», 2017, 340 с.


Просмотров: 872; Скачиваний: 250;