vestnik.mi.university Menu

Манюшис А. Ю. Московский международный университет: первый независимый университет в новейшей истории России. // Вестник. 2018. №1 (1), URL: https://vestnik.mi.university/journal/article.php?id=2130.


№1 (1), 2018

Педагогика и психология

pdf-версия статьи

УДК 378.095

Московский международный университет: первый независимый университет в новейшей истории России.

Манюшис
Альгирдас Юозо
 
доктор экономических наук, профессор, АНОВО «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», [email protected]
Ключевые слова:
образовательное пространство, негосударственное образование, системная трансформация, институциональные и организационно-экономические преобразования, конкурентная среда, государственная поддержка, независимые университеты, коммерческие университеты, университеты 3.0.
Аннотация: Негосударственное образование во всем мире является важным сегментом образовательного пространства. Одним из первых независимых негосударственных университетов России стал Международный университет. Анализ развития российского негосударственного образования показывает, что оно еще не заняло подобающего места. Главное направление системной трансформации российского образования – формирование справедливой конкурентной среды, что позволит в полной мере использовать потенциальные преимущества независимых негосударственных вузов. Важные направления институциональных и организационно-экономических преобразований негосударственного сегмента российского образования и образовательной системы в целом рассматриваются в настоящей статье.

В прошлом году Московский международный университет отметил свой 25-летний юбилей. Много это или мало? Конечно, четверть века – это детский возраст по сравнению с многовековой историей старейших университетов. И все-таки, идея создания университета нового типа, история его становления и развития весьма поучительны. Ведь Международный университет формировался в самый сложный, переломный период новейшей истории России. В концепцию его создания были заложены самые смелые, радикальные для своего времени идеи модернизации всей системы высшего образования [9,10]. Вместе с Россией Университет прошел очень непростой четвертьвековой период жизни. Это дает нам повод уже с сегодняшних позиций посмотреть на его историю и порассуждать о проблемах и перспективах развития высшей школы в целом.

  Зачем понадобился университет нового типа?

Московский международный университет (прежнее название - Международный университет в Москве) – первый независимый негосударственный университет в новейшей истории России. Идея создания в России образовательной организации нового типа – независимого негосударственного международного университета, - была высказана первым мэром Москвы Г.Х.Поповым на встрече двух президентов – Президента СССР М.С. Горбачева и Президента США Д. Буша (старшего), которая состоялась летом 1991 года.

Зачем же понадобился новый университет? Ведь речь шла не просто о создании еще одного, пусть нового, современного, международного и т.д. университета. Идея была значительно глубже. В ее основу были положены принципиальные соображения по трансформации российского образовательного пространства, которые сегодня дополняются новыми подходами.

Первое – острая необходимость в кадрах с новыми компетенциями. В начале 90-х годов Россия стояла на пороге радикальных реформ и остро нуждалась в новых профессиональных кадрах – экономистах, финансистах, маркетологах, управленцах, юристах, гуманитариях, - способных эффективно работать в новых рыночных условиях в рамках глобального социально-экономического пространства. Существовавшая традиционная государственная система образования таких специалистов не готовила, а при известной ее инерционности разворот в сторону рынка мог затянуться.

Второе – гибкость, способность быстро реагировать на потребности рынка. Параллельно с государственными должны быть созданы новые - негосударственные – вузы (в основном по направлениям, не требующим дорогостоящей экспериментальной базы), способные гораздо более гибко реагировать на изменения спроса на рынке образовательных услуг, конкурирующие с государственной системой образования и дополняющие ее там, где она недостаточно эффективна.

Третье – создание конкурентной среды. Важнейшим условием повышения эффективности функционирования всей системы высшего образования является создание конкурентной среды, в которой вузы будут бороться за студента, доказывая свою состоятельность реальным повышением качества подготовки специалистов и эффективности использования ресурсов. Важным элементом этой среды должна стать конкуренция между государственными и негосударственными вузами.

Четвертое – сопоставимость условий функционирования. Для обеспечения честной конкуренции государственные и негосударственные вузы должны находиться, если не в равных, то в сопоставимых условиях, как в части государственного контроля за качеством образования (лицензирование, аккредитация, соответствие государственным образовательным стандартам и др.), так и в части экономических условий функционирования (налогообложение, квоты на бюджетные места, аренда, коммунальные платежи и др.).

Пятое – снижение возможности административного давления, коррупции. Создание системы независимых негосударственных вузов позволит снизить возможность административно-бюрократического произвола аппарата чиновников, коррупционную составляющую, что, наряду с созданием профессионально-общественной системы оценки качества образования (в том числе, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ), повысит объективность этой оценки и качество подготовки кадров.

Шестое – повышение региональной доступности качественного образования. Для России с ее огромной территорией и достаточно большим числом регионов, не охваченных качественным государственным образованием, создание гибкой системы негосударственных вузов может существенно облегчить решение проблемы подготовки квалифицированных кадров. Эти возможности значительно усиливаются при использовании технологий дистанционного образования на основе современных IT.

Седьмое – взаимодействие с реальной экономикой, малым и средним бизнесом. Негосударственные вузы, не обремененные административным надзором «сверху», могут более свободно налаживать кооперацию с компаниями малого и среднего бизнеса, сами стать инициаторами и участниками создания таких компаний, в том числе в сфере цифровых технологий, Hi-Tech, творческих областях.

Восьмое – новые задачи и возможности при переходе к цифровой экономике. Бурное развитие новых информационных технологий, стратегическая задача перехода к цифровой экономике существенно расширяет возможности негосударственных вузов.

Девятое – разумное распространение такого базового принципа экономической реформы как «разгосударствление» на непроизводственную сферу и, в частности, на образование. Государство, при сохранении общих функций определения стратегии, стимулирования развития приоритетных направлений и осуществления контроля (по ограниченному круги строго регламентированных показателей), избавляется от необходимости оперативного руководства вузами.

Десятое – сопоставимость и совместимость российской образовательной системы с системами развитых постиндустриальных стран и международными образовательными стандартами в целом.  В образовательных системах развитых стран существенную (а зачастую и главенствующую) роль играют негосударственные образовательные организации: университеты, институты, колледжи, гимназии, школы и др. Интеграция России в мировое образовательное пространство, присоединение к базовым соглашениям в этой сфере (например, в рамках Болонского процесса), предполагает развитие российской образовательной системы в направлении сближения с международными принципами и стандартами, в том числе и в плане развития негосударственного образования.

Одиннадцатое – лучшее использование ресурсов.   Негосударственные вузы, не обремененные административно-бюрократическими нормами и «традициями», зачастую могут выстраивать более современную гибкую систему управления, более эффективно использовать материальные, финансовые, информационные, человеческие и иные ресурсы.

Двенадцатое – новые эффективные формы организации вузов. С созданием негосударственных вузов появляется возможность использования современных форм организации и управления: государственно-частное партнерство, проектная организация, целевые программы и др.

И, наконец, тринадцатое (последнее в этом перечне, но, может быть, самое главное по сути) – негосударственное образование как важнейший институт свободного демократического общества, инструмент формирования нового человека 21-го столетия. Полноценными членами современного постиндустриального общества с демократической политической системой, эффективной инновационной цифровой экономикой, полнотой гражданских прав и свобод могут быть только широко образованные, свободно мыслящие, творческие, «креативные» люди, самостоятельно формирующие свою гражданскую позицию и имеющие свое мнение по базовым вопросам, независимое от мнения «начальника»: директора, министра, губернатора, депутата, правящей партии и т.д.). Естественно предположить, что для формирования такого свободного человека необходима такая образовательная система, в которой он должен иметь изначально иметь возможность свободного выбора между государственными и негосударственными вузами образовательными организациями, в том числе отдать предпочтение негосударственной системе, как более гибкой и независимой, особенно в гуманитарных областях.

Первые шаги

Идея создания нового независимого университета была поддержана обоими президентами. Президент Д.Буш даже пообещал выделить на это благое дело 10 млн. долларов (правда, это так и осталось обещаниями). Тем не менее уже в августе 1991 г. (практически сразу же после путча) международным фондом «За выживание и развитие человечества» был учрежден наш Международный университет. Первые учредительные документы от имени Фонда подписали академик Е.П.Велихов и митрополит Питирим.

В сентябре 1991 г. Президентом СССР М.С.Горбачевым было подписано распоряжение, одобряющее идею создания Международного университета. Вскоре аналогичный документ был подписан и президентом России Б.Н.Ельциным.

В число учредителей Университета вошли Вольное экономическое общество России и Международный союз экономистов, ряд ведущих компаний и известных ученых.

Итак, идея была поддержана «на высшем уровне» и принципиальные решения приняты, но как их воплотить в жизнь?

Символично, что ключевую роль в создании Международного университета, в том, что эта радикальная идея была не только высказана, но и реализована, сыграли два выдающихся человека, соединивших в себе качества политика, ученого и руководителя: первый мэр Москвы Гавриил Харитонович Попов и последний министр Высшего образования СССР Геннадий Алексеевич Ягодин.

Г.Х.Попов обеспечивал обоснование и продвижение идеи Международного университета на «высшем политическом уровне». А Г.А.Ягодин осуществлял «прорыв бюрократических бастионов» тогдашнего Минвуза России, а также непосредственно руководил формированием команды Университета и запуском первых образовательных программ.

Мне довелось стать участником проекта создания Международного университета с самого начала – с момента зарождения его идеи. И хоть прошло уже более четверти века, события, определившие всю мою дальнейшую профессиональную карьеру, свежи в памяти.

Москвичи «старше среднего возраста» хорошо помнят лето 1991 года. В воздухе висела нарастающая напряженность. Все чувствовали, что перестройка пробуксовывает и вот-вот что-то должно произойти: начало радикальных реформ или откат назад к тоталитаризму. В то время я работал директором НИИ экономики, управления и информатики Московской области. Я хорошо видел, что старый аппарат Мособлисполкома уже практически парализован и не может руководить регионом, новых ярких лидеров в Подмосковье также не просматривалось. В то же время в Москве шли реальные преобразования, которые проводила команда реформаторов, сплотившаяся вокруг первого свободно избранного мэра Москвы Г.Х.Попова.

Поскольку Г.Х. Попов был моим научным руководителем, на возглавляемой им кафедре Управления общественным производством Экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова я окончил аспирантуру, защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации, проработав в общей сложности более 14 лет (в том числе в должности заместителя заведующего кафедрой), я решил посоветоваться с Гавриилом Харитоновичем и предложить свои услуги, если в них возникнет необходимость. Без предварительной договоренности я пришел в приемную мэра Москвы Г.Х.Попова (благо, как директор областного института я имел возможность прохода и в мэрию). За столом помощника мэра я с большим облегчением увидел Ирину Дорошенко, с которой был хорошо знаком еще по работе на кафедре Управления МГУ. Гавриил Харитонович принял меня практически сразу и, выслушав, сказал: «Мы сейчас как раз создаем принципиально новый независимый университет. Хотите принять участие?». Это было довольно неожиданно, но, не скрою, чрезвычайно приятно, ведь университетскую среду я хорошо знал, именно этим мне хотелось заниматься, и я немедленно согласился. Особенность того времени – быстрота принятия решений. Я был включен в инициативную группу, и мы уже летом начали работу по созданию нового Университета. Тогда же состоялось мое знакомство с Председателем Государственного комитета СССР по народному образованию Г.А.Ягодиным, ставшим первым ректором Международного университета, и пришедшими с ним членами инициативной группы: известным социологом и маркетологом профессором А.А.Овсянниковым, выдающимся педагогом-лингвистом профессором Г.А.Китайгородской, помощником министра по связям с общественностью В.Д.Савостиным и другими коллегами, с которыми нам предстояло начинать этот в полном смысле слова инновационный проект.

С момента возникновения идеи создания Международного университета мне довелось руководить образовательными программами экономического и управленческого направлений подготовки. И сегодня по прошествии более четверти века я горд тем, что принял самое непосредственное участие в запуске и продвижении полной линейки этих программ: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, программ дополнительного профессионального образования (включая программы высшего уровня - «Master of Business Administration» и «Doctor of Business Administration»), а также в создании специализированного диссертационного совета, прохождении международной аккредитации, реализации многий других начинаний. Но больше всего я горжусь тем, что главный проект моей профессиональной жизни и карьеры – Международный университет – живет и развивается. 

То, что мы намеревались сделать, многим казалось авантюрой. Впервые собравшись вместе осенью 1991 года в тёмном, неуютном и абсолютно пустом здании бывшей Московской высшей партийной школы на Ленинградском проспекте-17, где «призрак коммунизма», казалось бы, еще бродил по пустым коридорам, а единственным обжитым местом был кабинете ректора Г.А.Ягодина, мы мечтали о том, как здесь зазвучат студенческие голоса, и строили грандиозные планы по созданию «русского Гарварда».

     Основные вехи становления и развития Международного университета

Более приземлено задача ставилась очень жёстко: практически на пустом месте создать новый независимый университет и запустить отвечающие международным стандартам образовательные программы. Сейчас в это трудно поверить, но за 1,5 – 2 месяца, силами всего нескольких человек были разработаны принципиально новые программы, приглашены лучшие (в том числе иностранные) преподаватели, и уже в феврале 1992 года первых студентов принял Колледж менеджмента Международного университета, который начал реализацию также абсолютно новых для России программ «Бакалавр менеджмента».

В течение 1992 года шла активная работа по формированию факультетов и уже осенью были открыты факультеты: Менеджмента, Юридический, Иностранных языков, затем в течение нескольких лет - факультет «Предпринимательства в культуре», готовящий современных менеджеров для социально-культурной сферы и творческих проектов, и факультет Журналистики. Факультеты начали подготовку студентов по основным образовательные программам высшего профессионального образования (бакалавр, специалист).

С первых дней Университет придерживался концепции соединения международных образовательных стандартов с лучшими отечественными практиками. Частыми спикерами у нас стали известные руководители и представители бизнес-сообщества.

Параллельно с созданием факультетов осенью 1992 года были открыты высшие школы: Делового администрирования, Экономики, Финансов, Экономического права, Социологии, Экологии, а также Высшая школа бизнеса для уходящих в отставку офицеров, начавшие реализацию магистерских программ высшего профессионального образования. Несколько позже была открыта Высшая школа журналистики, которую возглавил Главный редактор «Московского комсомольца» П.Н.Гусев. Наши Высшие Школы одними из первых начали реализацию тогда еще мало известных в России магистерских программ высшего профессионального образования, а также программ профессиональной переподготовки менеджеров высокого уровня «Мастер делового администрировании – Master of Business Administration (MBA)».

В 90-е годы шел активный процесс становления Международного университета. В 1993 году Международный университет первым среди негосударственных ВУЗов России получил государственную аккредитацию по магистерским программам. В этом же году состоялся первый выпуск магистров.

В 1996 году наши программы «Бакалавр менеджмента» и МВА первыми в России получили международную аккредитацию Европейского совета по бизнес–образованию (European Council for Business Education), подтверждающую их соответствие международным стандартам. С тех пор мы регулярно раз в три года успешно проходим реаккредитацию.

В 1997 году аспирантура Международного университета начала подготовку научных и педагогических кадров высшей квалификации по специальностям 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» и 08.00.10 «Финансы и кредит». В 1998 году был создан диссертационный совет Международного университета, получивший право принимать к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата, а с 2005 г. – и доктора экономических наук.

В 2000 г. Высшая школа бизнеса и менеджмента начала качественно новый цикл корпоративных программ МВА для топ-менеджмента крупнейших российских компаний: «Ростелеком», «Связьинвест», АФК «Система», МТС, МГТС и др.

В 2002 г. по инициативе Университета, поддержанной мэрией Москвы, был открыт уникальный (единственный в России) факультет «Управление крупными городами», осуществляющий целевую подготовку высококвалифицированных специалистов по направлению «Государственное и муниципальное управление» для органов управления Москвы: мэрии, правительства Москвы, префектур, управ и др. Его научным руководителем стал мэр Москвы Ю.М.Лужков.

В 2006 г. с помощью Правительства Москвы проведена коренная реконструкция и модернизация главного здания Университета, создана одна из лучших в Москве материальная база для реализации самых современных образовательных программ.

В 2012 г. начата реализация элитных программ профессиональной переподготовки руководителей высокого уровня и собственников бизнеса «Доктор делового администрировании – Doctor of Business Administration (DBA)».

В 2016 г. принята новая концепция Международного университета, определяющая стратегические направления его развития на перспективу.

 Миссия и «сверхзадача»

Какие же основные цели мы преследовали, создавая Университет и открывая новые образовательные программы?

Отвечая на этот вопрос, хотелось бы отметить наличие двух принципиально различных подходов к пониманию миссии образовательной системы в целом. Первый можно условно назвать пассивным прагматически-утилитарным подходом, ориентированным только на предоставление образовательной услуги по подготовке специалиста определённого качества, исходя из сложившегося спроса на рынке образования. Второй – активным социально-формирующим подходом, нацеленным на реализацию базовых стратегий развития общества и вытекающих отсюда задач по воспитанию людей, отвечающих этим требованиям.

Разрабатывая миссию своей образовательной деятельности,  мы понимали, что берёмся за решение не только узкопрофессиональной задачи – подготовки  высококвалифицированных специалистов международного уровня в области экономики, финансов, менеджмента, юриспруденции - но и серьёзнейшей социальной проблемы – формирования людей с новым мировоззрением, приверженных общечеловеческим ценностям и разделяющих социальную ответственность и высокие этические и моральные принципы ведения цивилизованного бизнеса. Это было и остается нашей «сверхзадачей» и по большому счету миссией Международного университета.

Мы стремимся воспитывать людей, которые могли бы стать костяком формирующегося в России среднего класса, свободных и независимых граждан своей страны – этого непременного атрибута демократического общества.

Жизнь подтвердила правильность такого подхода. Мы гордимся тем, что среди наших выпускников есть известные люди, руководители федеральных и региональных органов управления, коммерческих структур, журналисты, деятели науки, образования, культуры.

В 2001 году степень магистра менеджмента Международного университета получил Герой России, лётчик-космонавт четырежды летавший в космос (два раза на российских и два раза на американских кораблях) Владимир Георгиевич Титов. Впоследствии В.Г.Титов возглавил региональное подразделение ведущей американской компании -  являлся директором группы «Космос и связь» компании BOEING по России и СНГ.

Выпускниками Университета являются помощник Президента Российской Федерации Владислав Сурков, Исполнительный директор ВТБ Капитал Максим Степанов, Вице-президент ПАО Мечел Андрей Сливченко, Первый заместитель префекта ЮАО Назым Юсипов, Первый заместитель префекта ЮВАО Александр Найданов, Заместитель главного редактора Спорт FM Нобель Арустамян и многие другие известные люди.

Но больше всего мы гордимся тем, что все наши выпускники смогли реализовать себя на качественно новом уровне, адаптироваться к сложным условиям жизни в период перехода к рыночной экономике. Они работают в Администрации Президента РФ, федеральных и региональных органах государственного управления, в Правительстве Москвы, в научных и учебных институтах, ну и, конечно, в коммерческих организациях, таких как PricewaterhouseCoopers, Arthur Anderson, Coka-Cola, BOEING, в ведущих российских банках, в нефтяных компаниях, в компаниях Hi-Tech телекоммуникационного комплекса, некоторые организовали свое дело.

 Основные этапы становления. Стратегия развития

В своем развитии Университет прошел несколько этапов, различных с точки зрения выбранной стратегии и полученных результатов.

Первый этап - 90-е годы. Реализуется стратегия разворачивания нового проекта – независимого негосударственного университета, - завоевания своего места в российском образовательном пространстве, позиционирования Университета на рынке образовательных услуг, активного роста с использованием эффекта новизны, идеи привлекательности предлагаемых образовательных продуктов и имен участников проекта, конъюнктуры рынка образовательных услуг. В этот период заложен фундамент Международного университета как жизнеспособного образовательного и бизнес-проекта.

В канун первого юбилея Университета теплое поздравление нам прислал Президент России Б.Н.Ельцин: «Сердечно поздравляю студентов, преподавателей, всех работников Международного университета с первым юбилеем – 5-летием его создания.

Международный университет является ровесником демократических преобразований в России. Рад, что наши надежды оправдались – Международный университет стал первым негосударственным вузом, сумевшим в короткие сроки решить задачу подготовки менеджеров, администраторов и предпринимателей для работы в условиях рыночной экономики.

Верю, что университет упрочит свои позиции в системе высшего образования и внесет свою лепту в ответственное и благородное дело профессионального образования и гражданского воспитания молодых россиян, готовых трудиться на благо России».

Второй этап – с начала 2000-х до 2016 г. Развитие Международного университета на собственной основе. Предложение новых и совершенствование существующих образовательных продуктов. Основные достижения: открытие факультета «Управление крупными городами», осуществляющего целевую подготовку специалистов для Правительства Москвы.

Развитие программ профессиональной переподготовки уровня МВА для крупных корпоративных заказчиков, в первую очередь для руководящих управленческих кадров ОАО «Связьинвест», «Ростелеком», АФК «Система», «Газпром». Предложение новых элитных программ DBA. Развитие международного сотрудничества, совместных программ с зарубежными партнерами.

Наши бакалавры и магистранты получили возможность пройти обучение на программах 2-х дипломов в Dartmouth College (одном из самых престижных и старейших учебных заведений в США, основанном в 1769 году. Он относится к так называемой «Лиге плюща» — ассоциации, образованной восемью частными учебными заведениями Америки, гордящуюся уровнем преподавания и качеством знаний своих выпускников), Dowling College (США, Нью Йорк), Европейском Университете (European University).

Мы ведем обучение иностранных студентов. Ежегодно в Университете проходят обучение более 250 студентов из Китая и более 30 студентов из США.

 С 2012 г. мы начали реализацию международных программ бакалавриата, а затем и МВА с Лондонским Американским Городским Колледжем (London American City College) для студентов из ОАЭ.

Ряд преподавателей Университета прошли переподготовку в ведущих зарубежных бизнес-школах: IESE Business School of the University of Navarra (Испания, Барселона), Высшей школе коммерции – IPAG (Франция. Париж, Ницца), по программе TNG - Trans World Educational Network Group (Великобритания, Лондон), Немецкой академии менеджмента Нижней Саксонии (Германия) и др.

В канун 10-летия создания Международного университета мы получили поздравление президента США Д.Буша (старшего): «Я был рад узнать о выдающемся прогрессе, достигнутым вами за столь короткий период. Увеличение количества студентов с 42-х до 1200 всего за 10 лет – это провозвестник изменений в жизни молодежи России и улучшения отношений между нашими великими странами. Я счастлив и горд, что сыграл небольшую роль в создании этого прекрасного университета».

«Я рад, что одно из наших начинаний получило такое хорошее продолжение», - написал в ответном послании М.С.Горбачев.

Наряду с очевидными успехами, конец второго этапа развития Международного университета, особенно после мирового экономического кризиса 2008 г., характеризуется замедлением развития, обусловленным как объективными внешними причинами (демографическая яма, уменьшение количества выпускников школ, снижение платежеспособности населения, уход корпоративных заказчиков, уменьшение доверия к негосударственным вузам и др.), так и внутренними просчетами Университета, главный из которых – недостаточная активность по разработке адекватной стратегии развития, соответствующей изменившимся условиям.

Нынешний третий этап развития Международного университета начался в 2016 г. Он характеризуется ротацией руководства Университета и принятием ряда стратегических решений содержательного и организационно-управленческого характера. Ключевыми моментами новой стратегии Университета являются:

 Качественное улучшение имиджа Университета, его ребрендинг и новое позиционирование в глобальном и российском образовательном пространстве. Активное продвижение нового бренда -Московский международный университет - с использованием современных маркетинговых технологий.

Обеспечение стабильно высокого набора на все виды образовательных программ и формы обучения. Качественное улучшение набора и реализации очных программ, определяющих лицо Университета.

Предложение новых образовательных продуктов, востребованных на рынке образовательных услуг, в том числе современных образовательных программ по новым направлениям подготовки: психология, философия, режиссура, кино и др.

Развитие и модернизация образовательных программпо традиционным направлениям подготовки.

Развитие связей с Москвой. Грант Правительства Москвы. Научно-прикладные и консалтинговые проекты.

Развитие программ, связанных с проблематикой перехода к цифровой экономике. Расширение применения современных цифровых IT, как в программах дистанционного образования E-Learning, так и в других программах, а также в управлении Университетом.

Развитие программ дополнительного профессионального образования по всем направлениям и уровням подготовки, включая МВА и DBA. Восстановление долгосрочных программ сотрудничества с крупными корпоративными заказчиками.

Развитие международных программ, в т.ч. с Европейским университетом, с Лондонским Американским Городским Колледжем (ОАЭ, г. Дубаи), с Академией Нобеля и др.

Реализация концепции «Life Long Learning», предложение линеек взаимодополняющих образовательных программ, охватывающий все уровни основного и дополнительного образования различных направлений и профилей подготовки.

В 2016-2018 годы активно велась работа по реализации этих стратегических задач.

Во-первых, по существу заново создана вся служба набора студентов и определена стратегия ее деятельности. Набор ведется по всем формам обучения: очной, очно-заочной, заочной. Для профессионального продвижения предлагаемых Университетом продуктов создано специальное подразделение «Департамент прямого маркетинга», которое ответственно за весь комплекс работ с целевой аудиторией, в том числе, распространение рекламно-информационных материалов по всем каналам коммуникаций, включая социальные сети, формирование баз данных абитуриентов, работа со школами и колледжами, регулярные проведения дней открытых дверей, индивидуальные собеседования, консультации и сопровождение абитуриента вплоть до подачи заявления о приеме и подписания договора на обучение.

Кроме набора абитуриентов на первый курс из числа выпускников общеобразовательных школ и колледжей среднего профессионального образования, большая работа проведена со студентами тех вузов, у которых были отозваны лицензии и свидетельства о государственной аккредитации.

В результате общий набор по Университету на программы бакалавриата в разы превысил наборы прошлых лет.

Во-вторых, создан новый факультет психологии и запущено обучение по этой новой для нас образовательной программе. Готовится открытие факультетов режиссуры и кино.

Во-вторых, создана новая структура – «Институт непрерывного образования», - реализующий основные образовательные программы высшего образования в дистанционном формате (on-line) с использованием современных информационных технологий. Это не только позволило привлечь весьма значительное число студентов из самых отдаленных регионов, которые ранее были нам недоступны, но и создать технологическую платформу для использования современных IT в образовательном процессе на других факультетах, а также в организации управления Университетом.

В-третьих, важным направлением развития организационной структуры Университета стало формирование на базе факультетов укрупненных структур (точек роста) – Институтов – как центров создания основных продуктов Университета: основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, прикладных НИР, консалтинговых проектов, получения грантов, развития международного сотрудничества и др. Это позволит повысить качество учебного процесса за счет предложения новых образовательных программ и профилей обучения, лучшей междисциплинарной интеграции факультетов и программ, а также создать финансово самоокупаемые структурные единицы, снизить удельные административно-управленческие затраты.

Созданы Институт управления крупными городами, бизнеса и права, Гуманитарный институт, Институт непрерывного образования, планируется создание Института творческих проектов, Института свободных наук и искусств (Institute of Liberal Arts and Sciences). Мы планируем также запустить программы среднего специального образования.

В результате принятия новой стратегии и реализации ряда неотложных мер удалось преодолеть стагнационные тенденции и выйти на тренд устойчивого развития, в том числе и в финансовой сфере.

 Международный университет сегодня

Международный университет сегодня - это современный образовательный, научный и информационно-культурный комплекс, реализующий программы высшего образования экономического, управленческого и гуманитарного профилей всех уровней (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура), а также программы дополнительного профессионального образования, включая программы профессиональной переподготовки менеджеров высшего уровня МВА, ЕМВА и DBA. Общее количество обучающихся в Международном университете в 2018 году превысило 8 тыс. человек.

Университет признан мировым сообществом как экспертная организация. Свидетельством его высокого авторитета в профессиональном сообществе является статус ассоциированного члена Департамента Общественной Информации ООН (DPI/NGO). Университет входит в число 25 российских организаций, ассоциированных с DPI/NGO. Всего Департамент поддерживает связи с 1300 неправительственными организациями по всему миру, которые помогают популяризовать и воплощать в жизнь задачи, связанные с такими ключевыми вопросами компетенции Организации Объединенных Наций, как мир и безопасность, экономическое и социальное развитие, права человека, гуманитарные вопросы, международное право.

Университет является частью мирового академического сообщества и находится в партнерских отношениях со многими ведущими университетами мира. Мы реализуем несколько международных образовательных программ совместно с зарубежными партнерами, в том числе с Европейским университетом (Испания, Барселона) - European University, Европейским Институтом Международного Менеджмента (Франция, Париж) - European Institute of International Management (France, Paris), Лондонским Американским Городским Колледжем (ОАЭ, Дубай) – London American City College и другими институциями.

Планируется открытие новой международной программы с Институтом Альберта Нобеля. Качество образовательных программ Университета признано на международном уровне, что подтверждается аккредитацией Европейского совета по бизнес образованию (European Council for Business Education).

Особенностью образовательного процесса в Международном университете является создание современной адаптивной образовательной среды на основе интерактивных методов обучения, разбора кейсов, проведения дискуссий, «круглых столов», профессиональных тренингов, развития навыков «командной» работы с акцентом на использование современных IT. Особое значение мы придаём профессиональным тренингам. «Погружение» студента в эту среду создает условия для формирования профессиональных компетенций, необходимых современным бизнесменам, государственным служащим, юристам, гуманитариям - всем тем, у кого есть реальный интерес и тяга к освоению основ и тонкостей избранной профессии.

Отвечающее современным требованиям качество образования обеспечивается высоким уровнем преподавания, которое осуществляют ведущие российские и зарубежные профессора, а также профессиональные тренеры-консультанты и специалисты-практики. Выпускающие кафедры возглавляют известные ученые: кафедру Экономики и финансов - Президент ИМЭМО РАН им. Е.М.Примакова - академик А.А.Дынкин; кафедру Теории и истории государства и права – д.ю.н., профессор, Президент Межрегиональной ассоциации теоретиков государства и права, действительный Государственный советник РФ 3 класса С.А.Комаров. Научным руководителем факультета журналистики является Главный редактор газеты «Московский комсомолец» П.Н.Гусев.

 Современный специалист должен обладать широким кругозором, не ограничиваясь только профессиональными знаниями. Особую роль в этой связи играют регулярно проводимые в Международном университете актовые лекции, с которыми выступают ведущие политики, ученые, деятели культуры, руководители государственных структур, известные предприниматели [8].

Нашими спикерами были: Президент СССР М.С.Горбачев, Президент Литвы А.Бразаускас, Председатель Правительства Российской Федерации В.С.Черномырдин, мэр Москвы Ю.М.Лужков, Председатель ЛДПР В.В.Жириновский, Председатель КПРФ Г.А.Зюганов, председатель партии «Гражданская платформа», предприниматель М.Д.Прохоров,  Президент АФК «Система» В.П.Евтушенков, Президент ОАО «Вымпелком»  Д.Б.Зимин, Генеральный директор ОАО МТС Л.А.Меламед, Председатель Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н.Шохин, директор Института мировой экономики и международных отношений РАН, академик РАН А.А.Дынкин, директор института экономики РАН, член-корреспондент РАН Р.С.Гринберг, директор Института Европы РАН, член-корреспондент РАН А.А.Громыко, советник Президента РФ, академик РАН С.Ю.Глазьев, директор института политики и социальных исследований Университета Нью-Хемпшир (США), один из авторов знаменитых докладов Римскому клубу «Пределы роста» и «За пределами роста» Дэннис Медоуз, первый генеральный директор "Coca-Cola Refreshments Moscow" (США) Крэйг Кохан, заместители Генерального секретаря ООН Грета Форемо и Ким Хак-Су, чрезвычайные и полномочные послы США, Англии, Франции, Германии, Японии, Индии, Бразилии, вице-президент Американских Советов по международному образованию Тимоти О`Коннор, кинорежиссеры А.С.Кончаловский и Г.Я.Бардин, писатель Д.Быков, главный  режиссер Театра на Таганке Ю.П.Любимов, главный  режиссер театра им. Евгения Вахтангова Р.Туминас, актер Е.Миронов и многие другие. Все это дает нашим студентам уникальную возможность не только из первых уст услышать о самых актуальных тенденциях, идеях, теориях, но и задать вопросы людям, непосредственно причастным к важнейшим событиям, так сказать, ведущим ньюсмейкерам отечественного и международного уровня.

На сегодняшний день Университет предлагает основные образовательные программы высшего образования по следующим направлениям подготовки: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Экономика», «Юриспруденция», «Лингвистика», «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Психология». По всем программам предусмотрен широкий набор профилей, позволяющий наиболее полно учесть индивидуальные пожелания и планируемые траектории подготовки студентов в увязке с наиболее востребованными сферами деятельности на рынке труда.

Особой гордостью Университета является уникальная программа целевой подготовки высококвалифицированных специалистов по направлению «Государственное и муниципальное управление» для работы в структурах управления Москвы. Программа реализуется факультетом «Управление крупными городами» в рамках ежегодно выделяемого гранта Правительства Москвы. В основу программы заложены идеи формирования у студентов компетенций, необходимых современному государственному служащему, работающему в системе органов управления крупнейшим мегаполисом. В этой программе задействованы как самые квалифицированные университетские преподаватели, так и управленцы-практики, руководители органов управления Москвы.  Студенты закрепляют теоретические знания и получают практические навыки в процессе практик и стажировок в реальных городских структурах управления. Опыт управления Москвой сочетается с освоением достижений мировой урбанистики, механизмов обеспечения устойчивого развития мегаполисов и других новейших идей и концепций, что открывает широкие возможности приложения выпускниками полученных знаний и навыков в сфере управления развитием крупных городов.

В 2016 г. эта программа стала лауреатом Всероссийского конкурса образовательных программ, проводимого Вольным экономическим обществом России.

В ближайшей перспективе Международный университет запускает инновационный образовательный проект ЛЕС/LES. Это новый формат гуманитарного образования в сфере философии, филологии, психологии, театра и кино. Уникальность проекта состоит в том, что обучение будет построено по системе творческих мастерских. Студентов будет набирать и на протяжении всего процесса обучения будет курировать один мастер. Мастерами в этом проекте выступят ведущие российские и мировые философы, психологи и деятели культуры. Специфика мастерских будет заключаться еще и в том, что, наряду с конкретной направленностью, которую задает мастер, в них будет реализовываться интегративный подход, позволяющий добиться синергетического эффекта на стыке разных дисциплин.

Наряду с основными образовательными программами высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) мы придаем большое значение развитию дополнительных профессиональных программ (ДПП). Университет предлагает широкую линейку ДПП: от коротких программ повышения квалификации до самых элитных программ профессиональной переподготовки: МВА, ЕМВА, DBA.

Наиболее продвинутыми программами бизнес-образования сегодня являются признанные во всем мире программы МВА. Это программы профессиональной переподготовки менеджеров высшего уровня. Опыт показывает, что без степени МВА сегодня трудно рассчитывать на карьерное продвижение в серьезной компании. Президент ЮНЕСКО (1987–1999 гг.) Федерико Майор назвал программы MBА высшим достижением в области образования XX века.

Высшая школа бизнеса и менеджмента (ВШБМ) Международного университета в Москве одной из первых в России начала обучение руководителей по программам МВА. За 26 лет степень МВА в ВШБМ получили более 2000 менеджеров высшей квалификации. Программы МВА Международного университета имеют международную аккредитацию Европейского совета по бизнес-образованию (European Council for Business Education – ECBE), что свидетельствует об их соответствии международным стандартам. Выпускники ВШБМ наряду с российским дипломом МВА получают и сертификат ECBE.

ВШБМ имеет уникальный опыт работы с корпоративными заказчиками. Программы МВА окончили более 200 топ-менеджеров ведущих российских компаний «Ростелеком», «Связьинвест», АФК «Система», «Газпром», «Лукойл», РАО «ЕЭС России», «Транстелеком», МТС, МГТС, «Центральный телеграф», «Мечел» и др. Многие наши выпускники стали топ-менеджерами – или по международной терминологии CEO – в этих компаниях.

С 2012 года ВШБМ по примеру лучших западных и отечественных бизнес-школ открыла новую программу для топ-менеджеров и собственников бизнеса с присвоением новой высшей степени в области менеджмента - «Doctor of Business Administration, DBA».

ВШБМ предлагает также специализированные ДПП. Так, в течение ряда лет успешно реализуется программа переподготовки риэлтеров «Профессиональный участник рынка недвижимости». Подготовлены новые программы ДПО «Конгресс-менеджмент», «Добрые соседи», «Бизнес-успех», «Как удвоить продажи» и др.

Международный университет традиционно активно участвует в продвижении программ по проблематике пространственной оптимизации, обеспечения устойчивого развития городов и регионов, развития современных форм территориального управления, сочетания интересов региона с интересами развития малого и среднего бизнеса. Мы придаем исключительное значение дальнейшее развитию нашего делового сотрудничества с Москвой. Подготовлена линейка программ ДПО для работников городских органов управления от коротких специализированных программ до самых продвинутых программ уровня «Master of Public Administration (MPA)».

В последнее время заключены соглашения о сотрудничестве с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», общественной организацией, работающей с низовым уровнем территориального управления «Добрые соседи» и др.

В деле реализации профессиональных образовательных программ, а также обсуждения самых актуальных проблем в формате конференций, круглых столов, мастер-классов и др. Международный университет тесно взаимодействует с признанными лидерами профессионального сообщества - Вольным экономическим обществом России, Международным союзом экономистов, Международной академией менеджмента, Российской ассоциацией бизнес-образования, Ассоциацией негосударственных вузов России.

В Международном университете создана современная инфраструктура для реализации самых продвинутых образовательных проектов. Благодаря помощи мэрии Москвы построено прекрасное новое здание с уникальным атриумом, проведена коренная реконструкция и модернизация основного здания Университета. Общая площадь аудиторного фонда составляет 17 000 квадратных метров. Имеется библиотека, насчитывающая более 60 тысяч экземпляров научной и учебно-методической литературы, а также с возможностью использования удаленного доступа E-Library. Созданы кафедры, научные лаборатории и центры, охватывающие все направления подготовки. Имеется Большой театрально-концертный зал, ставший центром творческих проектов и общеуниверситетских мероприятий. Активно используется малый актовый зал, где проходят научные конференции, круглые столы, актовые лекции ведущих политиков, ученых, деятелей культуры. Особое место Университета - Атриум. Это огромное двухсветное пространство со стеклянной крышей и оригинальным архитектурным решением – место проведения выставок, общих дискуссий, презентаций и свободного общения студентов. В университет создана современная профессиональная телевизионная студия, которая является базой практики обучающихся.

Большое значение мы придаем деятельности Ассоциации выпускников Международного университета, обеспечивающей обратную связь Alma Mater со своими питомцами, позволяющую нам лучше понимать проблемы реального бизнеса, налаживать связи с работодателями. Важным направлением работы Ассоциации выпускников является выделение грантов на обучение талантливых студентов.

 Независимые Университеты и развитие российского образования

Одним из важных итогов XX-го века стало осознание того, что эффективность - как корпораций, так и более сложных региональных и глобальных социально-экономических систем, - уже нельзя оценивать только по экономическим критериям.

В 21-м веке основной движущей силой общественного развития становиться интеллектуальный творческий труд. По образному выражению Г.Х.Попова происходит переход от одномерного «человека экономического», интересы которого ограничиваются экономическим потреблением (недаром сегодняшнее общество называют «обществом потребления), к «человеку творческому» с широким комплексом интеллектуальных, культурных, образовательных и иных запросов. Эти проблемы системно исследуются в монографии основателя Международного университета, президента Международного союза экономистов, профессора Г.Х.Попова. 

В период глобализации и перехода развитых стран к различным вариантам постиндустриального общества коренным образом меняются взгляды на цели социально-экономического развития и критерии оценки его эффективности. Во главу угла выдвигаются уже не чисто экономические показатели (прибыль, рентабельность) и тем более не объемные показатели увеличения добычи полезных ископаемых или выплавки чугуна и стали. Критериями эффективности становятся качественные характеристики и в первую очередь ориентированность экономики и общественного развития в целом на инновации в самом широком смысле слова: развитие научного и технологического потенциала, восприимчивость экономики к современным вариантам научно-технического прогресса, использование новых информационных технологий, гибкость, способность адекватно реагировать на быстрые изменения бизнес-среды.

Более того, определяющими (и не только в декларативном, но и в практическом плане), становятся комплексные социальные характеристики: экология, здравоохранение, образование, среда обитания и жизнедеятельности, возможность самореализации и т.д., - все то, что обобщенно называют качеством жизни современного человека. И, например, рассматривая стратегии развития региона уже нельзя ограничиваться только экономическими показателями, поскольку именно на определенной территории люди реализуют важнейший комплекс своих жизненных интересов: в комфортных условиях жизни, здоровой окружающей среде, образовании, здравоохранении, культуре, услугах социальной инфраструктуры, сферах приложения труда и возможностях профессионального роста и самореализации как творческой личности.

Соответственно меняются и требования к менеджменту. Одной из важных задач не только бизнес-сообщества, но и общества в целом, в XXI веке является формирование новой управленческой культуры и поиск эффективных систем менеджмента на всех уровнях: от локального до глобального. В острой конкурентной борьбе будут выживать те компании и корпорации, а также те страны и регионы, которые смогут найти новые эффективные подходы в менеджменте. Эффективные управленческие решения будут решающим фактором преодоления нынешнего системного кризиса и построения новой глобальной экономики.

«Эффективный менеджмент – залог успеха», - сегодня это стало аксиомой. Мировой опыт убедительно показывает, что без адекватного современным требованиям управления не дадут должного эффекта ни капитальные вложения, ни самые современные машины и технологии, ни наличие квалифицированных рабочих и инженеров. Можно с уверенностью сказать, что обеспечение эффективного менеджмента – один из главных глобальных вызовов XXI-го века мировому сообществу.

А менеджмент – это в первую очередь кадры, которые и сегодня «решают всё». Иными словами, необходимо понять, какие, собственно, требования мы должны предъявлять к современному менеджменту и к современному менеджеру как носителю идей этого менеджмента?

Поэтому проблема подготовки современных управленческих кадров – как для государственных структур, так и хозяйствующих субъектов, - чрезвычайно актуальна для всех стран. Целенаправленное опережающее развитие управленческого образования должно стать мощным рычагом повышения эффективности экономики.

Качество человеческого капитала, и в частности, управленческих кадров, становится для России тем важнейшим внутренним фактором, который поможет компенсировать нехватку инвестиций и других ресурсов экономического развития, позволит сформулировать и реализовать стратегию модернизации и перехода к инновационному типу развития.

Всё это обуславливает необходимость существенного повышения внимания государственных структур и деловых кругов к развитию бизнес-образования, выдвигает проблему формирования современной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации хозяйственных кадров в число приоритетных задач государственной экономической стратегии.

 Основные итоги развития российского негосударственного образования

 Современное состояние. Достижения

Первые негосударственные образовательные организации появились еще в советское время на рубеже 80-х-90-х годов. Но, конечно, настоящий подъем негосударственного образования начался в 90-годы. Уже в 1991 году были созданы первые негосударственные университеты: Российский новый университет (РосНОУ), Международный университет в Москве (МУМ) и др. Создание независимых вузов было вызвано объективными причинами и имело под собой глубокие основания. (Об основных принципах, положенных в основу создания независимых негосударственных вузов, говорилось выше).

Интенсивный рост негосударственного сектора образования продолжался с 1991 до 2010 года, когда количество негосударственных вузов достигло 700 и практически сравнялось с государственным (См. рисунок 2). Бурное развитие и количественный рост негосударственного образования, как это всегда бывает, сопровождался как несомненными достижениями, так и просчетами, имевшими как объективный, так и субъективный характер.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что негосударственное образование в России состоялось. И дело не только и не столько в том, что возникло еще несколько десятков хороших и разных университетов. Значение негосударственных вузов значительно больше. Их создание стало одной из важнейших реальных инноваций в системе высшего профессионального образования России, ознаменовало по существу качественное изменение всей этой системы. С появлением независимых негосударственных университетов был разрушен монополизм системы государственного образования. В образовательной системе начались реальные демократические реформы, появились элементы конкуренции.

Негосударственный сектор образования заявил о себе как о достойном игроке на рынке образовательных услуг. Большинство негосударственных вузов готовят специалистов гуманитарных направлений. Вместе с тем, появился ряд эффективных негосударственных вузов, реализующих на самом высоком уровне образовательные программы естественнонаучных и технических направлений: Российский Новый Университет (РосНОУ), Воронежский институт высоких технологий, Санкт-Петербургский медико-социальный институт и др.

Одним из достоинств негосударственных вузов явилось то, что они более оперативно, чем государственные вузы, реагировали на конъюнктуру рынка, смело осваивали новые направления и специальности, необходимые для современного российского общества, они менее привержены устаревшим традициям.

Негосударственные вузы показывают большую эффективность в плане конкурентоспособности, достижения лучших экономических показателей (в том числе формирования собственной экономической базы), лучшего использования ресурсов: финансовых, материально-технических, человеческих. Этот вывод подтверждается мировой и отечественной практикой. Так, по данным Председателя Совета Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ) В.А.Зернова в структуре доходов государственных вузов из топовой части мировых рейтингов:

возмещение затрат на образовательную деятельность за счет бюджетных средств составляют от 60 до 97%, а у негосударственных – от 0 до 3%;

вложения собственных средств в «Эндаумент + недвижимость» у государственных менее 1% а у негосударственных – более 15%;

доходы от интеллектуальной собственности у государственных также менее 1%, а у негосударственных более 15%.

Сопоставление эффективности российских государственных и негосударственных вузов со сравнимыми наукометрическими показателями также говорит в пользу последних Так, государственная поддержка негосударственных вузов составляет интегрально около 0,000001 от государственных, в том числе, в плане выделения бюджетных мест составляет менее 0,075 (в среднем менее 0,01) от государственных вузов, господдержка науки и инноваций – менее 0,001 (в среднем – 0,0001), материально технической базы – менее 0,000001.

Негосударственные вузы демонстрируют большую гибкость в формировании современных систем управления, разработке эффективных стратегий и управлении рисками в современной высококонкурентной бизнес-среде, повышении качества человеческого капитала, использовании механизмов HR-менеджмента, мотивации работников. Обладая большей самостоятельностью и гибкостью, они имеют определенные преимущества при развитии связей с наукой и реальной экономикой (в том числе малым и средним бизнесом). Негосударственные вузы в ряде случаев пользуются приоритетом у зарубежных партнеров и в этом смысле имеют дополнительные возможности по развитию международных связей.

После многолетнего процесса государственного контроля и отбора частных вузов, оставшиеся сильнейшие негосударственные университеты имеют следующие характерные черты:

стали материально и технически оснащенными образовательными центрами с высокопрофессиональным профессорско-преподавательским составом, способным на международном уровне реализовывать образовательные программы;

играют важную роль в разработке и реализации инновационных предпринимательских бизнес-идей и проектов;

используют современные модели управления, позволяющие им функционировать в конкурентной бизнес-среде; сформировали сильные управленческие команды, имеющее успешный опыт предпринимательской деятельности; добились устойчивого самофинансирования и диверсификация источников финансирования;

являются пионерами в своих регионах по предпринимательскому образованию, предлагают широкий спектр основных и дополнительных профессиональных программ по предпринимательству;

формируют гибкую образовательную политику, максимально приближенную к запросам студентов, работодателей и иных стейкхолдеров;

через своих выпускников вносят серьезный вклад в развитие базовых секторов жизнедеятельности регионов;

развивают внутренняя адаптивная образовательная среда вуза через внедрение современных информационных технологий, активную диджитализацию, современных форм получения знаний, предложение онлайн программ;

сформировали предпосылки для развития совместных образовательных проектов с зарубежными партнерами в Европе, США, Китая и других стран, представляющих возможность студентам за счет программ академической мобильности не только пройти зарубежные стажировки, но и повысить свою конкурентоспособность и образовательный уровень.

 Основные проблемы в развитии российского негосударственного образования

В разных странах формы и объем государственной поддержки вузов различны (Таблица 1). Так, доля государственного финансирования вузов в Норвегии составляет 97%, в Финляндии – 95%, в Германии – 85%, в Евросоюзе (в среднем) – 81%, а в Великобритании – 65%, в США – 34%, в Японии – 32%, в Южной Корее – 23%.

Таблица 1. – Доля финансирования высшего образования из государственных источников в 2016 году по странам ОЭСР

 

 [Реформа высшего образования: отечественный и зарубежный опыт. Аналитический центр при Правительстве РФ. Бюллетень о сфере образования. Выпуск  № 12. Июнь 2017 г. http://ac.gov.ru/files/publication/a/13584.pdf]

 Анализ общего мирового тренда свидетельствует о возрастании доли негосударственного сектора и его сближении с государственным (Рисунок 1). Красная и синяя кривые). Так, доля инвестиций в государственный сектор образования за последние 10 лет (2006 – 2016 годы) снизилась с 87% до 60%, а в негосударственный сектор возросла с 13% до 40%.

В то же время доля инвестиций в негосударственный сектор образования России составляет недопустимые единицы процентов (Рисунок 1. Нижняя кривая). Негосударственные вузы практически отлучены от получения квот бюджетных мест, господдержки по линии федеральных и региональных целевых программ, льгот по линии инвестиций и даже благотворительности. А ведь честная конкуренция - это непременное условие и мощнейший стимул повышения качества образования.

Сегодня российские государственные и негосударственные университеты работают далеко не в равных условиях. Те принципы, которые закладывались в основу концепции создания негосударственной системы образования, реализуются далеко не в полной мере. Несмотря на заявления о равноправии различных форм образовательных организаций, тенденция давления на негосударственное образование со стороны аппарата, в том числе Минобрнауки РФ и Рособрнадзора, все усиливается.

 

Рис.1 – Динамика инвестиционных вложений в образование (мировой и российский опыт), %.

[Данные Председателя Совета Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ) В.А.Зернова]

 Так, проводимая в последние годы тотальная проверка (а правильнее сказать – зачистка) образовательных организаций, имеющая под собой вполне объективные основания, все-таки в значительно большей степени ударила по негосударственным вузам, доля которых по численности обучающихся сократилась с 18% в 2010 г. до примерно 7% в 2017 г., а их количество (с филиалами) уменьшилось с 700 до 200 (Рисунок 2).

Негосударственные вузы, формально считаясь независимыми (а может быть, именно поэтому), первыми попадают под пресс надзирающих органов в плане проверок, приостановки, а затем и отзыва лицензии и государственной аккредитации и в итоге – прекращения деятельности. Регулятор может в любой момент проверить любой вуз, назначив плановую или внеплановую проверку. Поводом для внеплановой проверки может послужить как любая информация о действительных или мнимых нарушениях, так и просто «мнение» чиновника. При этом вуз оказывается совершенно бесправным.

Основания, показатели и процедура проверок не имеют строго определенного регламента. Они определяются десятками нормативных актов (от законов, до внутриведомственных инструкций) и, что особенно опасно, неформальных правил и устных установок.

  

Рис. 2 – Динамика количества вузов в России, ед.

[Данные Председателя Совета Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ) В.А.Зернова]

 Число критериев, по которым оценивается деятельность вуза в процессе таких проверок, составляет (помимо показателей государственного мониторинга эффективности вузов) десятки и даже сотни самых разнородных, никак не ранжированных по значимости показателей. И действительное или мнимое нарушение любого из них может быть для вуза фатальным. А уж если «к вам едет ревизор из столицы с секретным предписанием», то результаты проверки уже заранее заданы и ее последствия очевидны.

Такая ситуация не только серьезно осложняет деятельность действующих негосударственных вузов, в том числе по реализации уже осуществляемых образовательных программ, но и делает практически невозможным открытие новых актуальных направлений и профилей подготовки. Так, начиная с 2014 года, негосударственным вузам не удалось получить практически ни одной лицензии на новую образовательную программу (нижний график на рисунке 2). А ведь гибкое и оперативное реагирование на спрос, потребности экономики – одно из главных конкурентных преимуществ негосударственного образования.

Во всем мире элиту образования составляют частные вузы. В России же их потенциал государство практически не учитывает и недооценивает. По словам ректора РосНОУ, Председателя Совета Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России – АНВУЗ России - В.А.Зернова «Россия — единственная в мире страна, где частным вузам государство не представляет ни финансовой поддержки, ни налоговых преференций». В результате у нас не соблюдается одно из главных условий повышения качества образования – формирование современной конкурентной среды и обеспечение честной конкуренции, в том числе конкуренции между государственными и негосударственными вузами.

Сегодня в образовательном пространстве России сложилась искаженная ситуация, когда университеты страны функционируют в разных условиях, возникла градация университетов (крупные национальные исследовательские университеты и остальные; государственные и негосударственные университеты и др.), усиливается внерыночное давление регулятора (а по существу – аппарата), а также крупнейших государственных университетов на небольшие вузы, в особенности частные. Честная конкуренция за ресурсы, студентов, лучших преподавателей отсутствует.

Негосударственные университеты остались за рамками общего процесса трансформации образования в России. Их нет в директивных документах, определяющих государственную политику в сфере образования. Так, в состав созданной в 2011 году Ассоциации предпринимательских университетов России входят Фонд Сколково и 7 крупнейших национальных исследовательских университетов и нет ни одного частного вуза гуманитарной направленности. Частные вузы не попадают в сферу действия государственных целевых программ и приоритетных проектов.

Обобщая, можно сделать вывод, что сегодня назрела настоятельная необходимость реформировании негосударственного сектора образования.

 Пути системной трансформации негосударственного образования России

 Вместе с Россией негосударственные вузы прошли очень непростой четвертьвековой период развития. И сегодня нам необходимо с позиций глобальных вызовов и в особенности актуальных задач формирования новой Стратегии развития России определить место и роль негосударственного сектора в общей образовательной системе и сформулировать направления его дальнейшего развития.

Анализ генезиса негосударственного образования, сопоставление реального положения с основополагающими принципами его создания с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта позволяет предложить направления его дальнейшей системной трансформации. Системный подход к реформирования негосударственного образования предполагает комплекс мер как общего институционального, так и конкретного организационно-экономического характера.

 К комплексу мер институционального характера следует в первую очередь отнести завершение формирования реальной конкурентной среды и обеспечение честной, равноправной конкуренции в образовательном пространстве.

 Важнейшим условием повышения эффективности функционирования всей системы высшего образования является создание конкурентной среды, в которой вузы будут бороться за студента и ресурсы, доказывая свою состоятельность реальным повышением качества подготовки специалистов и эффективности использования ресурсов. Важным элементом этой среды должна стать конкуренция между государственными и негосударственными вузами. К числу первоочередных мер в этом направлении относятся: 

Обеспечение сопоставимых условий функционирования.

Выравнивание условий функционирования государственных и негосударственных вузов: правовых, экономических, административных, информационных и др.

Для обеспечения честной конкуренции государственные и негосударственные вузы должны находиться в сопоставимых условиях, как в части государственного контроля за качеством образования (лицензирование, аккредитация, соответствие государственным образовательным стандартам и др.), так и в части экономических условий функционирования (программы государственной поддержки, квоты на бюджетные места (КЦП), налогообложение, аренда, коммунальные платежи и др.). 

Снижение уровня прямого государственного администрирования, переход к нормативному регулированию образования.

Государство, при сохранении общих функций определения стратегии, стимулирования развития приоритетных направлений и осуществления контроля избавляется от необходимости оперативного руководства вузами. Необходимо упорядочить и регламентировать систему государственного регулирования и контроля качества образования, четко определив строго ограниченное число параметров, по которым государство имеет право вмешиваться в деятельность образовательных организаций (особенно в области лицензирования, государственной аккредитации, приостановки деятельности). Необходимо исключить возможность административно-бюрократического произвола аппарата чиновников, коррупционную составляющую, когда судьбоносные для вуза решения принимаются не «по закону», а на основании «мнения» или тем более «интересов» чиновников. Этому будет способствовать разумное распространение такого базового принципа экономической реформы как «разгосударствление» на непроизводственную сферу и, в частности, на образование. 

Расширение сферы общественного саморегулирования и самоуправления на основе профессиональных объединений, ассоциаций: Совет ректоров России, Ассоциация негосударственных вузов России (АНВУЗ), Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) и др. Особая сфера - профессионально-общественная оценка качества образования. Одним из путей развития в этом направлении является повышение роли профессионально-общественной системы оценки качества образования, в том числе, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и вузов: Вольное экономическое общество (ВЭО) России, АККОРК, НАСДОБР и др. 

Изменение системы государственной поддержки образования.

Нужна общегосударственная целевая программа реформирования системы образования с особым разделом (подпрограммой) развития негосударственного образования. Аналогичные целевые программы должны быть разработаны и в регионах.

Необходимо изменить существующую систему бюджетного финансирования образования через установление вузам Контрольных Целевых Показателей (КЦП).

Деньги должны идти за каждым студентом автоматически, а не путем выделения квоты бюджетных мест избранным вузам «сверху» (по существу по усмотрению чиновника). Абитуриент сам должен иметь возможность выбирать учебное заведение, программу обучения с учетом современных форм академической мобильности, индивидуализированных образовательных траекторий, гибких образовательных программ.

Объем государственной поддержки негосударственного образования должен быть повышен до 3% ВВП или 7% госбюджета.

  Комплекс организационно-экономических преобразований обусловлен новыми возможностями, возникающими при адекватном развитии негосударственного образования. В его состав входят следующие направления и мероприятия: 

Включение негосударственных вузов в сферу приоритетных общенациональных проектов в области образования.

На сегодняшний день сферу высшего образования охватывают сразу несколько приоритетных проектов, утвержденных в 2016 -2017 годах [12]:

Проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» направлен на обеспечение к 2025 году глобальной конкурентоспособности ведущих российских университетов с вхождением ведущих российских университетов в ТОП-100 мировых рейтингов вузов.

Проект «Современная цифровая образовательная среда» связан - с созданием условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства через решение задачи формирования национальной платформы электронного образования, что позволит обеспечить доступ к широкому набору онлайн- курсов для различных аудиторий обучающихся.

Проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», направленный на повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг. Проект повысит привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшит условия их пребывания в период обучения на территории России, а также повысит узнаваемость и статус бренда российского образования на международном образовательном рынке и в результате позволит существенно увеличить объем выручки от экспорта образовательных услуг. 

Эффективные формы организации негосударственного высшего образования. Взаимодействие с реальной экономикой, малым и средним бизнесом.

С созданием негосударственных вузов усиливается возможность гибкого использования современных форм организации и управления: государственно-частное партнерство, проектная организация, целевые программы, базовые кафедры и др.

Негосударственные вузы, не обремененные административно-бюрократическим надзором «сверху», могут более свободно налаживать кооперацию с компаниями малого и среднего бизнеса, сами стать инициаторами и участниками создания таких компаний, в том числе в сфере цифровых технологий, Hi-Tech, творческих областях.

Негосударственные вузы могли бы сыграть существенную роль в формировании и развитии центров инноваций, особенно на региональном уровне. В этом плане целесообразно было бы расширить сферу деятельности приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», а также сформировать аналогичные проекты (программы) на уровне регионов с привлечением местного бизнеса. Здесь мощные местные негосударственные вузы могли бы стать центрами региональных инновационных кластеров. 

Государственно-частное партнерство. Создание базовых кафедр.

Эффективной формой развития негосударственных вузов, их интеграции с наукой и реальной экономикой является государственно-частное партнерство. Партнерство частных вузов с государственными предприятиями и организациями может быть реализовано в различных организационно-правовых формах: создания совместных компаний, внутренних структур, целевых программ, вхождения в акции, фонды и др.

Эффективной формой партнерства является создание базовых кафедр ведущих научных институтов или промышленных предприятий в вузах. Формой финансовой интеграции является участие государственных структур в формировании базовых фондов вузов (типа «Эндаумент», фонда поддержки научных исследований и др.). 

Повышение эффективности и качества, лучшее использование ресурсов.

Мировой опыт свидетельствует, что негосударственные вузы, функционируя в высококонкурентной среде, больше заинтересованы в повышении эффективности и качества. С одной стороны, у них нет государственного «зонтика», обеспечивающего гарантированную поддержку нерыночными способами. С другой - не обремененные административно-бюрократическими нормами и «традициями», негосударственные вузы зачастую могут выстраивать более современную гибкую систему управления, более эффективно использовать материальные, финансовые, информационные, человеческие и иные ресурсы.

Наиболее приемлемой современной моделью функционирования негосударственного университета в рыночной среде являются модель типа «Предпринимательский университет». 

Новые возможности при переходе к цифровой экономике.

Бурное развитие новых информационных технологий, стратегическая задача перехода к цифровой экономике существенно расширяет возможности негосударственных вузов.

Это касается как развития современных форм организации учебного процесса, новых образовательных технологий, так и собственно цифровизации экономики в плане проведения соответствующих научных исследований и разработок и подготовки квалифицированных кадров.

Негосударственные вузы будут заинтересованы в широком использовании цифровых технологий и развитии на этой основе таких инноваций как создание адаптивной образовательной среды, вариативность образования, индивидуализированный подход (индивидуальные образовательные траектории), академическая мобильность студентов и преподавателей, сопоставимость образовательных программ и результатов обучения в российских и зарубежных вузах, реализации принципа «Образования в течение всей жизни – Life-Long Learning» и др., так как это существенно повышает их конкурентоспособность.

Одним из пяти базовых направлений цифровизации экономики РФ на период до 2024 года, определенных Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203), являются кадры и образование. Негосударственные вузы могут и должны внести существенный вклад в подготовку квалифицированных кадров для цифровой экономики. Необходимо предусмотреть включение негосударственных вузов в приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда» и государственную программу "Цифровая экономика Российской Федерации".

Учитывая потенциальные возможности негосударственных вузов, очень важно предусмотреть меры мотивации их деятельности в области цифровизации на общероссийском и региональном уровнях, а также со стороны бизнес-структур. 

Повышение региональной доступности качественного образования.

Доступность качественного образования – важная часть поставленной Президентом РФ В.В.Путиным общей проблемы обеспечения эффективного пространственного развития России [1]. Для нашей страны с ее огромной территорией и достаточно большим числом регионов, не охваченных качественным государственным образованием, создание гибкой системы негосударственных вузов может существенно облегчить решение проблемы подготовки квалифицированных кадров. Эти возможности значительно усиливаются при цифровизации экономики и образования, использовании технологий дистанционного образования на основе современных IT.

Это направление непосредственно связано с приоритетным проектом «Современная цифровая образовательная среда», главной целью которого является создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства через решение задачи формирования национальной платформы электронного образования, что позволит обеспечить доступ к широкому набору онлайн-курсов для различных регионов и аудиторий обучающихся.

Целесообразно расширить на регионы сферу действия приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», либо обеспечить разработку региональных целевых программ аналогичной направленности. 

Интеграция в глобальное мировое образовательное пространство. Сопоставимость и совместимость российской образовательной системы с системами развитых постиндустриальных стран и международными образовательными стандартами. Повышение конкурентоспособности российского образования.

В образовательных системах развитых стран существенную (а во многих случаях и главенствующую) роль играют негосударственные образовательные организации: университеты, институты, колледжи, гимназии, школы и др. Интеграция России в мировое образовательное пространство, присоединение к базовым соглашениям в этой сфере (например, в рамках Болонского процесса), предполагает развитие российской образовательной системы в направлении сближения с международными принципами и стандартами, в том числе и в плане развития негосударственного образования.

Необходимо предусмотреть участие негосударственных вузов в приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», направленном на повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг. Проект повысит привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшит условия их пребывания в период обучения на территории России, а также повысит узнаваемость и статус бренда российского образования на международном образовательном рынке и в результате позволит существенно увеличить объем выручки от экспорта образовательных услуг.

У негосударственных вузов есть большой потенциал по развитию международных связей, экспорту своих образовательных программ, привлечению на обучение иностранных студентов, участию в международных образовательных и научных проектах.

Для его активизации необходимо предусмотреть:

выделение негосударственным вузам квот мест для обучения иностранных студентов (Россотрудничество),

включение негосударственных вузов в уже реализуемые и новые международные проекты (университет стран БРИКС, российско-китайский университет и др.). 

Развитие современных форм организации и управления негосударственным образованием.

В условиях жесткой конкуренции негосударственным университетам приходится искать новые пути сохранения собственной идентичности и выбирать релевантные подходы к трансформации, чтобы быть востребованными бизнесом и обществом [4,5,6,7]. Основные модели трансформации, которые апробированы ведущие мировыми университетами являются:

  • модель «Предпринимательский университет»,
  • модель «Университет 3.0».

Сегодня развитие по модели «Университет 3.0» проблематично для большинства российских вузов, за исключением 10-15 крупнейших университетов, получающих беспрецедентную государственную поддержку.

Для гуманитарных негосударственных университетов наиболее приемлема трансформация по модели «Предпринимательский университет» в основе которой лежит развитие предпринимательской функции и организация деятельности университета на рыночных принципах как коммерческой корпорации.

 

  Подведем итоги. Московский международный университет состоялся. Но дело не только в том, что возник еще один хороший университет. Значение Международного университета значительно шире. Можно с уверенностью сказать, что его создание стало одной из важнейших реальных инноваций в системе высшего профессионального образования России, ознаменовало по существу качественное изменение всей этой системы. С появлением первого независимого негосударственного университета был разрушен монополизм системы государственного образования. В образовательной системе начались реальные (а не искусственные, формальные) демократические реформы, появилась конкуренция, борьба за студента.

Анализ итогов развития российского негосударственного образования позволяет сделать вывод, что оно стало важной подсистемой образовательного пространства в целом. В России сегодня действуют более ста негосударственных вузов, многие из которых стали признанными образовательными и научными центрами. Среди них и наш Московский международный университет.

Вместе с тем, в развитии негосударственного образования накопились серьезные проблемы, не позволяющие в полной мере использовать его потенциал. Те принципы принципов, которые закладывались в основу концепции создания негосударственной системы образования, реализуются не в полной мере. Государственные и негосударственные университеты работают далеко не в равных условиях. И главное – пока не удалось сформировать современную конкурентную среду, обеспечивающую равноправие и честную конкуренцию.

И сегодня, когда перед страной стоит проблема разработки и реализации новой Стратегии опережающего развития России с учетом всех объективных вызовов 21-го столетия, особенностей политической обстановки и экономической конъюнктуры, особенно остро ощущается необходимость системной трансформации негосударственного образования. Важные направления таких преобразований предложены в настоящей статье. Их реализация позволит повысить эффективность и качество нашего образования и будет способствовать выполнению его стратегической миссии.

В деле воспитания нового свободно мыслящего независимого человека видная роль должна принадлежать независимым же университетам, таким как Международный университет.

Реализуя образовательные программы, мы через своих выпускников пытаемся воздействовать на решение «вечной проблемы»: гармонизации отношений «Общество – Культура – Бизнес – Власть». Ведь они работают в Администрации Президента РФ, федеральных и региональных органах государственного управления, в Правительстве Москвы, в научных и учебных институтах, организациях культуры, ну и, конечно, в коммерческих структурах. А главное, наши выпускники – это и есть костяк того самого креативного среднего класса, свободного творческого человека, без которого немыслима модернизация, переход к инновационной экономике и в конечном итоге - построение социально ориентированного постиндустриального гражданского общества.

   

1. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957

2. Абросимов В.К., Манюшис А.Ю. Управление инновациями: основные подходы и особенности. Учебно-методическое пособие. / М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2012. - 140 с.

3. Бурак П.И., Ростанец В.Г., Манюшис А.Ю. и др. Экономический рост и инновационное развитие в регионах России: инструменты активизации: монография / под общ. ред. д.э.н., проф. П.И. Бурака. М.: Научный консультант, 2016. 308 с.

4. Виссем Йохан. Университет третьего поколения: Управление университетом в переходный период. - Москва: Издательство «Олимп-Бизнес», 2016. -432с.- (Библиотека Сбербанка).

5. Гетманова Г.В., Снисаренко С О. Коммерциализация высшего образования в России в условиях санкционной рецессии: Сборник научных трудов участников МНПК. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. -554с.

6. Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Университет третьего поколения: Б. Кларк и Й. Уисема // Высшее образование в России. 2016. № 8-9 (204).

7. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации/пер. с англ. А.Смирнова; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом Гос. Ун-та – Высшая школа экономики, 2011. - 240 с.

8. Манюшис А.Ю., Барсуков И.Е. Регулирование устойчивого развития крупного региона, города: проблемы, пути реформирования, инновации: монография / Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России, т. 43. М., 2016. 314 с.

9. Манюшис А.Ю. Первый независимый университет России:

системная инновация для страны и регионов (к 25-летию Международного университета в Москве). Труды Вольного экономического общества России. Том 204, №2/2017. Москва, Изд. ВЭО России, 2017 г., - 510 с.

10. Манюшис А.Ю. Бизнес-образование как фактор новой управленческой культуры. Научные труды Вольного экономического общества России. Том 192, Москва, №3/2015. Изд. ВЭО, 2015 г., - 378 с.

11. Попов Г.Х. Великая Альтернатива XXI века (итог века-волкодава: исчерпание постиндустриализма и перспектива Альтернативной Цивилизации). М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2013. 416 с.

12. Реформа высшего образования: отечественный и зарубежный опыт. Аналитический центр при Правительстве РФ. Бюллетень о сфере образования. Выпуск № 12. Июнь 2017 г. http://ac.gov.ru/files/publication/a/13584.pdf

13. Рукина И.М., Петросян Д.С., Лочан С.А., Манюшис А.Ю. Инновационное развитие высшего профессионального образования в России. Монография / Под. ред. А.Ю.Манюшиса. / М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2014 г.- 400 с.


Просмотров: 1135; Скачиваний: 144;